Все надежды как в Анкаре, как в Баку, так и Ереване на то, что в последний момент произойдет чудо и подписание армяно-турецких протоколов о нормализации отношений будет сорвано, оказались просто наивными предположениями. Так и должно было быть. Существует линия возврата, перейдя которую невозможно вернуться на исходную точку. Как официальный Ереван, так и Анкара далеко оставили позади эту линию возврата и поэтому не подписать 10 октября в Цюрихе протоколы о нормализации армяно-турецких отношений не могли. Хотя бы потому, что подобного несерьезного отношения к себе никогда не простили бы ни Турции, ни Армении госсекретарь США Хиллари Клинтон, министры иностранных дел России и Франции - Сергей Лавров и Бернар Кушнер, которые ради этого события собрались в Цюрихе.
Кроме официального Баку, все участники в той или иной степени остались довольны. Не случайно, что и Вашингтон, и Брюссель, и даже Москва заявили о поддержке подписанных протоколов. Хотя у последней, наверное, остались определенные вопросы. Иначе президент Армении Серж Саркисян в пожарном порядке, сделав краткосрочную остановку в Ереване, не отправился бы в Москву.
Президент США Барак Обама должен быть доволен, но наполовину. Во-первых, ему удалось избавиться от предвыборных обещаний по признанию "геноцида армян" и, как следствие, от необходимости сделать выбор между Арменией и Турцией.
Во-вторых, сделан первый шаг по выводу Армении из-под полного контроля России и переориентации внешней политики этой страны на Запад. Однако это еще не полная победа. Для полной победы необходимо и урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Ведь только после урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха для Армении отпадет необходимость быть форпостом России на Южном Кавказе.
Анкара также должна быть довольна, но и она - наполовину. Во-первых, Анкаре удалось заставить Армению отказаться от территориальных претензий к Турции. В подписанных протоколах однозначно говорится о признании территориальной целостности друг друга. Во-вторых, Анкара добилась переноса вопроса признания "геноцида армян" из международной на плоскость двусторонних отношений между Арменией и Турцией. В-третьих, Анкара считает, что Турция усилила свои позиции в регионе Южного Кавказа, несмотря на определенные осложнения во взаимоотношениях с Азербайджаном.
В-четвертых, Анкара усилила свои позиции на переговорах с Брюсселем по поводу вступления Турции в Евросоюз. Не случайно и то, что буквально накануне подписания протоколов Анкара заявила, что может отказаться от вступления в Евросоюз.
И все же Анкаре не удалось, по крайней мере, пока, добиться обеспечения параллельности в процессах нормализации армяно-турецких отношений и урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Этот фактор уже негативно влияет на азербайджано-турецкие отношения.