Хваленая способность Швейцарии оставаться над схваткой оказалась под вопросом после нескольких крупных международных скандалов, в ходе которых, как полагают критики, славящаяся своим нейтралитетом страна пошла на чрезмерные уступки некоторым другим странам, и в первую очередь Соединенным Штатам.
Нейтралитет был основной идеей внешней политики Швейцарии с 16 века. Маленькой стране, окруженной крупными, постоянно воюющими державами, он гарантировал безопасность и позволял играть ключевую роль на мировой арене. Недавно швейцарцы вновь продемонстрировали, что не разучились обыгрывать свой нейтралитет: в эти выходные в Цюрихе в присутствии министра иностранных дел Швейцарии Мишлен Кальми-Рей (Micheline Calmy-Rey) и госсекретаря США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) был подписан пакт, восстанавливающий дипломатические отношения между Турцией и Арменией.
Однако в последнее время Швейцария стала терять позиции в дипломатическом мире из-за того, что, как считают многие, она идет на одну уступку Соединенным Штатам за другой.
В августе под давлением администрации Обамы она согласилась передать сведения о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG, принадлежащих американцам, которых подозревают в уклонении от налогов. Эта уступка стала серьезным нарушением пресловутого швейцарского принципа банковской тайны.
В прошлом году правительство Швейцарии уничтожило документы, связанные с делом двух швейцарских инженеров, которых подозревали в том, что они помогали Центральном разведывательному управлению в его попытках не дать Ливии и Ирану разработать ядерное оружие. Комиссия швейцарского парламента позднее заявила, что правительство действовало под давлением Вашингтона.
Затем, 26 сентября, в Цюрихе был арестован режиссер Роман Полански (Roman Polanski). Это навлекло на швейцарцев обвинения в том, что они поторопились арестовать лауреата «Оскара», чтобы выслужиться перед Соединенными Штатами. Ордер на арест г-на Полански за изнасилование 13-летней девочки был выписан в Калифорнии в 1978 году. Режиссер покинул США до вынесения приговора.
«У меня сложилось впечатление, что Швейцария повела себя как служащий американской системы правосудия, - говорит глава консервативной Швейцарской народной партии Тони Бруннер (Toni Brunner). – Повиноваться приказам из-за границы опасно». Правительство Швейцарии отрицает все обвинения, и говорит, что оно просто следовало договору с Америкой об экстрадиции.
Тем временем, уже год продолжает тянуться противостояние между Швейцарией и Ливией. На кону стоит судьба двух швейцарских бизнесменов, задержанных в этой североафриканской стране после того, как полиция Женевы арестовала сына Муаммара Каддафи (Moammar Gadhafi) Ганнибала, обвинявшегося в избиении двух своих слуг.
Союзники Швейцарии хранят в связи с происходящим характерное молчание. В августе президент Швейцарии Ганс-Рудольф Мерц (Hans-Rudolf Merz) прибыл в Триполи, чтобы лично извиниться за арест Ганнибала Каддафи, однако освобождения заложников так и не добился.
Это скверный оборот событий для страны, которая во время холодной войны получила особый статус и влияние, намного превосходящее ее размеры, благодаря тому, что она служила обычным местом переговоров между Востоком и Западом. Однако холодная война закончилась, и теперь Швейцария, население которой не превышает восьми миллионов, рискует частично лишиться этого влияния.
С 2003 года министр иностранных дел Кальми-Рей ведет политику, получившую название «активного нейтралитета», согласно которой Швейцария не только проводит на своей территории переговоры, но и служит посредником в наиболее запутанных международных конфликтах. Швейцарцы надеются таким образом получить особую роль в отношениях с могущественными державами, такими как Россия или США.
«Мы слишком малы, чтобы мочь кому-нибудь повредить, и мы можем использовать это как преимущество», - полагает высокопоставленный швейцарский дипломат Михаель Амбюль (Michael Ambuhl).
Сами швейцарцы утверждают, что их посреднические усилия дают им важность завести контакты на высшем уровне, которые помогают быстро решать другие проблемы. Тот факт, что г-жа Кальми-Рей и г-жа Клинтон встречались уже трижды за этот год, «имеет большое значение с учетом размера страны», считает г-н Амбюль. Г-жа Кальми-Рей заявила, что эти контакты помогли стране сравнительно быстро разрешить дело UBS.
Недавно Швейцарии удалось добиться переноса в Женеву важных переговоров по обузданию ядерных амбиций Ирана, которые первоначально предполагалось провести в Стамбуле. Она также обошла Швецию в споре о том, кто будет служить посредником в споре между Россией и Грузией, и в итоге именно Швейцария сейчас представляет интересы каждой из этих стран в столице другой. Не один десяток лет посольства Швейцарии представляют интересы США на Кубе и в Иране. Только что она пыталась освободить трех задержанных в Иране американских путешественников.
Пресс-секретарь посольства США в Берне отказалась прокомментировать состояние американо-швейцарских отношений.
Многие полагают, что у активного нейтралитета есть свои ограничения. «Проблема в том, что Швейцария такая маленькая, - считает профессор политологии Лозаннского университета Андреас Ладнер (Andreas Ladner). – Если США решат усилить давление, ей придется тяжело».