Спустя шесть лет после того, как стоимость фунта стерлингов вновь была привязана к золоту, Уинстон Черчиль был вынужден отступить. Году в 1925 он думал, что британская валюта была столь же крепка, как и до начала Первой Мировой Войны. Но ошибся. Экономика не выдерживала столь сильную валюту, и он обесценил её в 1931 году. В 1949 и 1967 годах история повторилась. Ещё две девальвации с последующей потерей доверия. Падение авторитета фунта явилось наилучшим отражением упадка когда-то могущественной Британской Империи.
Эти события расчистили дорогу для денежной единицы, которая приняла эстафету от фунта в качестве единицы расчётов в мире валютообменных операций. Речь идёт о долларе. Американская экономика стала самой мощной и, как следствие, валюта этой страны стала самой твёрдой в мире.
Но закат фунта ещё раз продемонстрировал, что ничто не вечно под Луною. И доллар сейчас испытывает это на собственной шкуре. Интересно, что, как и в случае с фунтом, причины этого являения следует искать в том, что стоимость американской валюты не привязана к стоимости золота. Тогдашний президент США Ричард Никсон пошёл по стопам Черчиля и 15 августа 1971 года сделал историческое заявление. «Мы должны защитить доллар от спекулянтов. Мы приняли решение временно приостановить конвертируемость долара в золото или другие активы Федеральной резервной системы», заявил хозяин Белого Дома.
Эти слова возвестили начало распада мировой финансовой системы, закреплённой в Бреттон-Вудских соглашениях 1944 года. Дороги доллара и золота, привязанного до тех пор к обменному курсу в 35 долларов за унцию, разошлись навсегда и породили две противоположные тенденции: падения стоимости доллара и увеличения стоимости драгоценного металла.
Два пути развития, подтверждающие многие известные истины. Будущее доллара представляется всё более туманным, равно как и самих Соединённых Штатов, превосходство которых ставится под всё большее сомнение другими желающими. Кроме того, доллар может затруднить выход из кризиса. А теперь посмотрим на золото, стоимость которого заключается в нём самом, а не в привязанных к нему валютах.
Эта картина, по всей видимости, приняла свои окончательные очертания в 2002 году. Начиная с того времени, американская валюта вошла в стадию, которую многие эксперты характеризуют как вековой упадок. Если между 2002 и 2007 годами падение доллара было обусловлено непомерным торговым дефицитом США, то сейчас непосредственное влияние на этот процесс оказывают антикризисные меры, разработанные экспертами Федеральной резервной системы и Белым Домом.
Никогда ранее по всеми миру не ходило столько наличных долларов, и уж тем более по столь низкой цене, поскольку процентные ставки колеблются между 0 и 0,25% начиная с декабря 2008 года. На это накладывается дефицит государственного бюджета, который в 2009 финансовом году (закончившемуся в сентябре) достиг одного триллиона 400 миллиардов долларов, ещё больший дисбаланс, чем раньше, и государственный долг, приближающийся к отметке в 12 триллионов долларов, что равно 84,5% национального дохода, произведённого в США в 2008 году.
Вышеприведённые данные свидетельствуют о том, что руководители банковского сектора и экономики приняли на себя большие риски, такие как: утрата ценности национальной валюты, причем из области вероятного это перешло в область реального. Так, в 2009 году он в совокупности уже опустился на 5% по отношению к швейцарскому франку, на 30% по отношению к австралийскому доллару и всего лишь на 0,3% по отношению к японской йене.
Тем не менее, проблема является гораздо более масштабной. Мало – хорошо, а много утомляет, и терпение по отношению к доллару постепенно иссякает. Сколько бы министр финансов США Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner), являющийся в силу своей должности ответственным за стабильность национальной валюты, ни пытался убедить общественность, что остаётся приверженцем политики сильного доллара, проводимой с 90-х годов, с каждым разом его слова звучат всё менее убедительно.
Как следствие, ряд стран (прежде всего азиатских) накапливают всё больше недолларовых резервов в качестве неприкосновенного запаса, с помощью которого они могли бы достойно встретить возможную проблему платежей.
«Или золотых запасов», как считает Хуан Рамон Каридад (Juan Ramón Caridad), эксперт банка Атлас Капитал (Atlas Capital). А если внешнее финансирование сократится, Соединённым Штатам станет с каждым разом всё труднее покрывать свой финансовый дефицит и под сомнение даже может быть поставлена их кредитоспособность, что может вызвать перекос всей финансовой системы, а это в свою очередь затруднит выход из кризиса.
Более того, в краткосрочной перспективе США могли бы использовать слабый доллар для увеличения объёмов экспорта, но в долгосрочном плане это может привести к инфляции, всегда сопутствующей слабой валюте.
В этом случае власти страны могли бы даже обязать председателя Федеральной резервной системы Бена Бернанке (Ben Bernanke) поднять процентные ставки с тем, чтобы нейтрализовать этот риск. Но если это требование будет выдвинуто до того, как восстановление примет устойчивый характер, оно может вызвать повторный спад в американской экономике.
В свою очередь, структурные проблемы, ослабляющие доллар, выступают в качестве приманки для крупных инвестиционных компаний, желающих извлечь выгоду из данной ситуации. И эта взаимосвязь может выразиться в ещё более сильном падении доллара и повышении котировок золота. Многие трэйдеры называют это явление «антидолларом», пишет эксперт Кэти Лиен (Kathy Lien) в своём исследовании «Ежедневные торговые операции на валютном рынке».
«Повышение цены на золото вызвано, в основном, слабостью доллара и тем, что инвесторы используют дешёвое финансирование, которое США предлагают для инвестирования в другие активы (carry trade). Пока Федеральная резервная система не повысит процентные ставки, доллар не восстановится, а у золота будут возможности для роста», поясняет Хуан Рамон Каридад (Juan Ramón Caridad), полагающий, что в течение ближайших двух кварталов цена золота увеличится ещё на 10%.
«Надеемся, что желание взять на себя риски будет увеличиваться в течение ближайших месяцев. Такая тенденция может привести к ещё большему давлению на доллар и последующему снижению его курса. Наряду с возрастающим инфляционным давлением это может привести к ещё большему укреплению золота», считают аналитики Deutsche Bank, согласно которым цена одной унции может подняться до 1.150 долларов в 2010 году и до 1.200 долларов в 2011.
Эти прогнозы могут продлить сказочное время, переживаемое золотом, чего никак не скажешь про доллар. Если с 2002 драгоценный металл подорожал на 283% и в прошлую среду побил рекорд в 1.070,8 долларов за унцию, за тот же самый период американская валюта опдешевела на 68% по отношению к евро. Давным-давно произнёс Никсон свои слова, но их отзвук сегодня силён как никогда.