На фоне приближающейся битвы в конгрессе, в эту среду государственный секретарь Хиллари Родэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) высказалась в поддержку широких планов администрации в отношении контроля над вооружениями и заявила, что сокращение американских и российских запасов ядерного оружия станет решающим первым шагом в предотвращении распространения смертоносного оружия в другие страны.
В своей речи в американском Институте мира (US Institute of Peace), заявленной как ключевое выступление по вопросу ядерного нераспространения, Клинтон атаковала критиков Обамы.
«Попытки цепляться за запасы ядерного оружия, превышающие количество, необходимое для обеспечения нашей обороны, не гарантирует США большую безопасность», - заявила Клинтон. – «Да и ядерный статус-кво неустойчив и нежелателен. Он дает другим странам мотив – или же повод – для попыток развития своих собственных ядерных возможностей».
Обама добился международного признания и получил Нобелевскую премию мира за свои планы по укреплению ненадежного международного режима ядерного нераспространения и намерения неуклонно двигаться к «миру без ядерного оружия». Но в ближайшие месяцы его стратегия станет объектом пристального внимания сената. Если Обама не сможет добиться ратификации российско-американского договора и соглашения о запрете ядерных испытаний, это уменьшит шансы Обамы убедить другие страны предпринять решительные меры в ответ на угрозу распространения ядерного оружия.
По словам Дипти Чоуби (Deepti Choubey), специалиста по ядерному нераспространению и сотрудницы Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), по всей видимости, целью речи Клинтон было продемонстрировать, что «у администрации имеется целостный подход к укреплению режима нераспространения ядерного оружия, не позволяющий отдавать предпочтение каким-то одним мерам».
Клинтон особо выделила список «тревожащих» угроз режиму ядерного нераспространения, включающих ядерную программу Северной Кореи и тайные попытки Ирана начать самостоятельно обогащать уран. Исламская республика утверждает, что она развивает мирную ядерную энергетику, однако другие страны опасаются, что она может создать бомбу.
Делая очевидный выпад в сторону администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), Клинтон заявила, что было несложно пропагандировать подход в стиле «действуй-сам» («go-it-alone») в отношении ядерного оружия. «Но все мы видели неудачные результаты этого подхода», - добавила она.
Она признала, что переговоры по выработке нового соглашения о сокращении американских и российских ядерных запасов не решат иранскую или северокорейскую ядерную проблему. Однако, отметила она, договор продемонстрировал бы скептикам всего мира, что правительство США придерживается Договора о нераспространении ядерного оружия - грандиозной международной сделки 1968 года, в рамках которой ядерные державы договорились о постепенном ядерном разоружении, а другие страны дали обещание отказаться от подобного оружия.
«Это поможет убедить остальных членов международного сообщества усилить контроль над соблюдением режима нераспространения и оказать давление на страны, не соблюдающие свои обязательства по нераспространению ядерного оружия», - сообщила Клинтон.
Правительства США и России торопятся подписать договор, который заменит Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В соответствии с этим соглашением, подписанным в 1991 году, ядерные запасы сверхдержав уменьшились вдвое. Оно обеспечивает единственные существующие механизмы, позволяющие каждой из сторон контролировать ядерное оружие другой. Срок действия договора истекает 5 декабря.
Некоторые сенаторы США уже выражали свои опасения в связи с тем, что новый договор может содержать слишком много уступок. Сенатор Джон Кил (John Kyl) от штата Аризона, один из членов руководства республиканской фракции сената, заявил на прошлой неделе, что ратификация «окажется нелегкой задачей».
Еще большей проблемой для администрации будет добиться одобрения сенатом Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который сенат отказался ратифицировать в 1999 году.
Клинтон заявила, что это соглашение даст Соединенным Штатам больше прав требовать отчета у государств, заподозренных в проведении ядерных испытаний. По ее словам, другие страны «правильно или же неправильно расценивают американскую ратификацию... как знак нашей приверженности консенсусу о нераспространении.
Критики задаются вопросом, возможно ли контролировать соблюдение странами договора, и выражают беспокойство, что договор может воспрепятствовать модернизации ядерного арсенала США.
Помощники Клинтон подчеркнули особую важность той части выступление Клинтон, где она заявила, что коренной пересмотр ядерной стратегии США, который проведет Пентагон, станет «ключевым событием.
Пересмотр, который проводится при содействии государственного департамента, предположительно будет закончен к январю.
«Мы должны пойти дальше, чем сокращение количества нашего ядерного оружия. Мы должны также сократить его роль в обеспечении нашей обороны», - заявила Клинтон, добавив также. – «Мы не может позволить себе продолжать полагаться на привычное мышление в духе «холодной войны»».