Коалиция музыкантов, среди которых группы Pearl Jam и R.E.M., выступила вчера с официальным заявлением, в котором говорится, что музыканты хотят знать, если их песни используются, чтобы пытать узников тюрьмы Гуантанамо, а также тюрем в Ираке.
Бывшие узники этих тюрем говорят, что их месяцами пытали мучительно громкой музыкой. Эта тактика уже запрещена Конвенцией ООН против пыток, однако до сих пор находится в списке разрешенных методик Полевого устава армии США.
Музыканты выступили с заявлением параллельно с тем, как американская правозащитная группа «Больше никаких Гуантанамо» (No More Guantanamos) запросила информацию о пытках музыкой. Этот запрос, сделанный в рамках Закона о праве на информацию, был поддержан британской правозащитной группой Reprieve, которая протестует против «пыток музыкой» уже больше года.
Согласно доказательствам, собранным правозащитными организациями, список используемой для пыток музыки включал в себя разнообразные произведения, от трека F*** Your God дэт-метал группы Deicide до песни I Love You в исполнении фиолетового динозавра Барни из детской телепередачи, которой узников мучили чаще всего. Бывшие узники говорят, что пытка музыкой была одной из наихудших и наиболее болезненных из всех тактик, использовавшихся против них.
Исполнительный директор Национального архива безопасности (National Security Archive) Томас Блэнтон (Thomas Blanton), помогающий музыкантам, сказал: «В Гуантанамо администрация США превратила магнитофон в инструмент пыток. У музыкантов и общественности есть право знать, как поп-культура была превращена в технологию допроса».
Гитарист Том Морелло (Tom Morello) из группы Rage Against the Machine, чья песня Killing in the Name также была использована для пыток, сказал: «Тот факт, что музыка, которую я помогал создавать, была использована против людей, вызывает у меня отвращение».
Акция музыкантов происходит как раз в то время, когда администрация Обамы вынуждена признать, что обещание президента закрыть Гуантанамо к январю не будет выполнено. Его смелое обещание закрыть тюрьму в течение года после прихода к власти столкнулось с массой политических и логистических проблем, включая жесткую оппозицию внутри страны на предложение перевести узников в тюрьмы на территории США, а также нежелание западных союзников принять многих из оставшихся узников в свои тюрьмы. Конгресс отказывается профинансировать закрытие лагеря, где по-прежнему содержатся около 220 человек.
Похоже, что после атак 11 сентября и начала войны с террором громкая музыка впервые была применена в качестве инструмента пыток в тюрьме Абу-Грейб рядом с Багдадом. Абу-Грейб получила свою печальную известность после публикации фотографий, запечатлевших издевательства над заключенными со стороны их американских охранников.
Хадж Али (Haj Ali), запечатленный на одной из самых нашумевших фотографий, рассказал о том, что его заставили раздеться и слушать многократно повторенную версию песни Babylon Дэвида Грея (David Gray) на такой громкости, что он думал, что его голова «взорвется». Песня группы Metallica Enter Sandman часто использовалась в Гуантанамо, в то время как песня группы Queen We Are the Champions была любимым треком американских охранников в лагере Кроппер (Camp Cropper), в Ираке. Один из иракских узников рассказал, что его отвезли в неизвестное место и заставили слушать громкую музыку в здании, которое охранники называли «дискотекой».
В прошлом году подполковник ВВС США в отставке Дэн Кюэль (Dan Kuehl), преподающий американским военным основы психологической войны, напомнил о том, что использование громкой музыки упоминалось еще в Ветхом завете. «Армия Иисуса Навина использовала трубы, чтобы напугать жителей Иерихона, - рассказал он флоридской газете St Petersburg Times. – Возможно, у его воинов и не было возможности разрушить стены города звуком своих труб, но они лишили врагов смелости».