В свои 92 года Альфред Донован (Alfred Donovan) вряд ли похож на активиста и участника онлайновых кампаний. Но он и его 62-летний сын Джон вот уже десять с лишним лет доставляют существенные неприятности компании Royal Dutch Shell. Эта парочка ведет один из старейших и самых эффективных "сайтов вечно недовольных", и целая армия высокооплачиваемых адвокатов этого нефтяного гиганта не знает, как их нейтрализовать.
Число так называемых "сайтов вечно недовольных", которые создаются для того, чтобы критиковать, высмеивать и в целом досаждать компаниям, отдельным людям и организациям, в последние годы резко увеличилось, и такая тенденция, скорее всего, сохранится.
Вспомните о проходившей в этом месяце кампании против чудовищного судебного запрета, которого добились адвокаты фирмы Carter Ruck для компании Trafigura. Тысячи пользователей сети Twitter, изумленные и воодушевленные успехом этой кампании, скорее всего, совсем по-иному будут теперь смотреть на возможности Интернета в борьбе с крупным бизнесом.
"Кампания борьбы с Trafigura действительно показала - даже таким людям как я - насколько большой силой обладают Интернет и средства массовой информации, - говорит бывший маркетинговый предприниматель Джон Донован, - раньше нельзя было и надеяться на то, чтобы противостоять компаниям, у которых были огромные деньги и целые армии юристов. А сейчас появилась альтернатива юридическим действиям. Вы можете произвести большой эффект за очень небольшие деньги".
На прошлой неделе Донованы раздавали свои листовки возле лондонской штаб-квартиры Shell, рекламируя свой вебсайт www.royaldutchshellplc.com. Но реклама им уже вряд ли нужна - в прошлом месяце на их сайте было 2 миллиона посещений. А раздача листовок стала еще одним способом досадить компании, с которой они воюют с начала 90-х годов.
Сайт стал настолько успешным, что им начали пользоваться кремлевские руководители и американские следователи. Журналисты, зная о том, что на сайте регулярно публикуется любопытная информация, утечку которой организуют сотрудники Shell, регулярно ищут там новые истории. По оценкам Донована, с момента создания в 1995 году своего первого сайта по преследованию Shell, он опубликовал около 24000 статей об этой компании.
Одним из первых наиболее успешных "сайтов вечно недовольных" был www.mcspotlight.org, созданный после знаменитого судебного процесса 1997 года по обвинению компании McDonalds. Еще один сайт, www.ihatedell.net, создал площадку для форума, в котором приняли участие критики компьютерной компании Dell. Dell в ответ решила наладить с критиками диалог, а не прибегать к силовым юридическим методам с целью закрытия сайта. В отличие от нее, инвестиционный банк Goldman Sachs начал судебную кампанию против сайта www.goldmansachs666.com, и потерпел в ней поражение.
Кейти Хауэлл (Katy Howell), возглавляющая компанию Immediate Future, которая специализируется на социальных средствах массовой информации, считает, что Dell подала пример того, как надо действовать в отношении таких надоедливых сайтов. "Dell общалась со своими критиками и реагировала на их недовольство. И из негатива все перешло в позитив", - говорит она.
Свою кампанию Донованы начали из-за возникшей у них обиды и недовольства тем, что Shell, как утверждают они на сайте, украла у их торговой компании интеллектуальную собственность. Расходы на адвокатов по четырем судебным процессам в 90-е годы едва не довели Донованов до банкротства. Shell в полном объеме расследовала претензии Донованов и в 1999 году согласилась на "мировое соглашение", согласно которому они получили неназванную сумму. Тем не менее, эта сумма оказалась намного меньше того 1 миллиона фунтов стерлингов, который они хотели получить. Донованы утверждают, что Shell нарушила условия соглашения, открыто рассказав об этом деле. Shell отрицает, что нарушила соглашение с Донованами.
Есть предположение, что после этого компания Shell как минимум один раз связывалась через посредника с Донованами, чтобы урегулировать спор. Джон Донован от комментариев отказывается, но и согласия посреднику, похоже, не дает.
Четыре года тому назад эта компания вела острый спор с российскими природоохранными органами по поводу разведки и освоения газового месторождения на острове Сахалин. В итоге она была вынуждена отказаться от контрольного пакета акций в данном проекте, что стоило компании миллиардов потерянных доходов. Позднее руководитель этого природоохранного ведомства Олег Митволь публично признал, что Донованы помогали ему получать информацию о предполагаемых экологических нарушениях Shell. Компания отвергает все обвинения в природоохранных нарушениях.
В этом году на сайте появилась разоблачающая информация о планах сокращения тысяч рабочих мест в компании. Сейчас, говорит Донован, он помогает американским следователям разобраться с предоставлением лицензий на бурение на нефтяных месторождениях, предоставляя им ту информацию, которая приходит на его сайт.
Сайт расширил масштабы своей деятельности, когда на нем были размещены и другие сюжеты на тему нефтяной и газовой промышленности. "Открывая свой сайт, я уже знал, что если он будет статичным, повторяя одну и ту же историю, то люди зайдут на него один раз и забудут про него, - говорит Донован, - поэтому я подключил новостной элемент, размещая как негативные, так и позитивные материалы о Shell".
Но смысл существования сайта до сих пор заключается в "порке" нефтяного гиганта, и Донован не намерен ослаблять хватку. "Моему отцу 92 года. Поэтому, если я доживу до его возраста, то у меня впереди еще масса времени, чтобы заниматься своим маленьким хобби".
Вот что говорят о Донованах представители Shell: "Мы в корне не согласны с большей частью информации и с той базой, на основе которой они строят свои утверждения".
Донованы живут в Эссексе, но их сайт зарегистрирован и ведется на хост-узле в Далласе, штат Техас, и оформлен как некоммерческое объединение. Американские законы обеспечивают лучшую защиту от попыток закрытия вебсайтов. Shell пыталась отвоевать название сайта у Донованов, называя их самовольными киберзахватчиками, но Международная организация интеллектуальной собственности в 2005 году отклонила жалобу компании.
Остановятся ли Донованы, если Shell помашет у них под носом чеком со множеством нулей? "Дело уже не в деньгах", - говорят Донованы. Но они не сомневаются, что юристы Shell пристально следят за каждым их шагом, ожидая промашки, которая даст компании шанс перейти в наступление.