МОСКВА. К добру это или к бурному веселью, но непременным атрибутом последних дней стала такая вот незабываемая картинка из космоса: канадский миллиардер и циркач Ги Лалиберте (Guy Laliberté) с красным клоунским носом плавает в невесомости по Международной космической станции.
Это орбитальное представление основателя "Цирка Солнца", который когда-то работал факиром, изрыгая пламя на арене цирка, должно было внести нотку веселья и легкомыслия в космический полет и порадовать жену и детей артиста во время сеанса космической видеосвязи. Но оно должно было также послужить и более серьезной цели: привлечь внимание к той кампании, ради которой он заплатил 35 миллионов долларов за свое космическое путешествие - к необходимости сохранения чистой воды на Земле.
Лалиберте стал седьмым космическим туристом, отправленным в космос на российской ракете. Его благополучно завершившаяся одиссея показывает, насколько мощное развитие получила российская космическая программа с первых дней полета советского спутника полвека назад, когда технические достижения СССР вызывали зависть - а также раздражение - у Запада.
Сегодня российская космическая программа это уже не тот мощный титан, каким она была на пике "холодной войны". Но и сейчас она отнюдь не стала космическим лимузином для богатых клоунов. В последние годы эта программа превратилась в свое рода околоземное такси для тех стран, которые стремятся в космос.
В этом месяце к Международной космической станции (МКС) было пристыковано ни много, ни мало - целых три космических корабля "Союз". Когда были приостановлены полеты американских челноков "шатл", полеты "Союзов" и "Прогрессов" стали жизненно важны для поддержания МКС в рабочем состоянии. В то же время, русские активно занимаются коммерческими запусками спутников. "За этот год у нас будет 44 полета, то есть больше, чем в прошлом году, и на каждый полет мы тратим меньше средств, чем американцы", - демонстрируя прежнюю российскую гордость, говорит пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев.
Русские также продолжают заниматься и беспилотными полетами в космос с целью его освоения. В их планы входит космическая миссия "Луна-Глоб". Она предусматривает запуск лунного автоматического зонда, который планируется отправить на Луну в 2012 году. Есть у них и проект создания автоматической межпланетной станции "Фобос-Грунт", предназначенной для исследования спутника Марса Фобоса и доставки образцов его грунта на Землю. Сегодня ее запуск перенесен на 2011 год (первоначально ракета с "Фобос-Грунтом" должна была стартовать в этом месяце). А на 2016 год русские наметили запуск космического аппарата "Венера-Д", который будет исследовать поверхность Венеры.
Увеличение бюджетных ассигнований способствует активизации деятельности в этом направлении. По мере стабилизации экономики и роста доходов от продажи нефти в период правления Путина правительство с 2005 года начало увеличивать выделение средств на нужды Роскосмоса. В 2009 году бюджет на эти цели сохранен на таком же высоком уровне в пределах 2,5 миллиарда долларов, хотя никто не уверен, что его можно будет сохранять и далее, если экономический кризис продолжится.
"Ситуация в нашей национальной космической отрасли чрезвычайно трудная, но мы надеемся на лучшие времена, - говорит обозреватель ведущего российского космического журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов, - нам удается продавать некоторые полеты [космический туризм], но на самом деле, это приносит не такой уж большой доход. Мы начали хорошее коммерческое предприятие, запуская на орбиту спутники связи, да и наша собственная работа тоже продолжается".
Надо сказать, российская космическая программа сегодня это лишь слабое подобие того, чем она была прежде. В советские времена на нее выделялось столько же средств, сколько США выделяли НАСА. С распадом Советского Союза рубли закончились. 90-е годы стали периодом многочисленных унижений для российской космонавтики. Например, один из космических челноков "Буран", ставших советским ответом американскому "шатлу", в итоге оказался в московском парке Горького, превратившись в аттракцион для детей. Он и по сей день стоит заброшенный на берегу Москвы-реки, обрастая плесенью.
Космическую станцию "Мир", ставшую самой успешной долгожительницей (15 лет) в числе проектов советской эпохи, приходилось поддерживать за счет частных пожертвований. Велись даже разговоры о ее продаже и превращении в орбитальную телестудию. В итоге в 2001 году ее затопили в Тихом океане. Именно в этот период Роскосмос обратился к коммерческим проектам для зарабатывания денег, таким как запуск спутников и космический туризм.
"Многое мы уже потеряли после долгих лет катастрофического запустения, и многое придется возрождать с нуля, - говорит Лисов, - наша космическая промышленность по-прежнему живет за счет старых кадров, и она не дает тех зарплат, которые могут привлечь талантливую молодежь. Чтобы у космической программы было будущее, такое положение вещей придется менять".
У Роскосмоса по-прежнему остаются в собственности фонды советских времен, такие как космодром Байконур (расположенный в Казахстане) и прочие стартовые площадки. Находящийся в Подмосковье Звездный городок производит глубокое впечатление своим комплексом подготовки космонавтов и центром управления космическими полетами. Здесь по-прежнему активно ведутся разговоры о том, что придет на смену МКС: о новом поколении ракет "Ангара", которые, видимо, скоро появятся у России, и даже о пилотируемом полете на Марс. Но все считают, что новые космические достижения, подобные победам 20-го столетия, будут невозможны, если международное сотрудничество в космосе не вывести на принципиально новый уровень.