Накануне девяностолетия у изобретателя автомата Калашникова есть один серьезный повод для сожалений.
Практически безотказный автомат, изобретенный в 1947 году, стал любимым оружием боевиков и повстанцев от Либерии до Афганистана, а также гангстеров и наркоторговцев.
«Мне больно видеть, что из моего автомата стреляют преступные элементы всех сортов», - заявил Михаил Калашников в своем видеообращении к участникам конференции российских оружейных конструкторов и торговцев оружием, проходившей на секретном подмосковном испытательном полигоне советских времен.
В России Калашникова считают героем, его девяностолетие будет торжественно праздноваться в следующем месяце.
Однако его изобретение было подхвачено революционными движениями от Азии до Латинской Америки, так что для их противников на Западе он - создатель орудия массовых убийств.
Сам Калашников в своей речи ясно дал понять, что он не предвидел мирового успеха своего автомата.
«Я создал это оружие в первую очередь для защиты нашей Родины», - заявил он. Конструктор выглядел больным и слабым, его глаза слезились.
Созданный сразу после Второй мировой войны, предназначенный для работы в тяжелых условиях, в которых действовали советские солдаты, дешевый в изготовлении и простой в уходе автомат Калашникова, использующий принцип отвода газов, стал одним из самых успешных оружейных проектов в истории.
«Еще в молодости я где-то прочел, что Всевышний сказал: «Все сложное - не нужно, все нужное – просто», – заявил облаченный в камуфляжную генеральскую форму оружейник.
«Это стало моим девизом на всю жизнь – я создавал простое и надежное оружие для защиты рубежей своей Родины».
«Автомат, носящий мое имя, находится на вооружении у 55 государств», - добавил с гордостью Калашников, по-прежнему сохраняющий пост главного конструктора стрелкового оружия в «Ижмаше» - концерне, производящем автоматы Калашникова.
«В некоторых странах даже новорожденным детям дают имя «Калаш». Мне это очень лестно», - заметил он.
Деньги и имидж
Хотя в мире за 60 лет было произведено более 100 миллионов автоматов Калашникова, лишь примерно половина из них – лицензионная продукция, соответствующая российским стандартам качества.
Русским, отчаянно гордящимся своими немногочисленными всемирно известными брендами – балетом Большого театра, водкой, космическим кораблем «Союз» и автоматом Калашникова, – это изрядно действует на нервы.
Глава российской компании «Рособоронэкспорт», обладающей монополией на экспорт вооружений, Анатолий Исайкин, считает, что контрафактные автоматы «позорят марку, будучи продаваемыми в конфликтных регионах».
«Разумеется, их качество не выдерживает сравнения с качеством автоматов, производимых в России», - говорит Исайкин.
Сейчас «Рособоронэкспорт» обсуждает с зарубежными производителями вооружений проекты договоров о защите прав на производство автоматов Калашникова и прочего российского оружия, утверждает он. По его словам, автоматы Калашникова сейчас изготовляют тридцать компаний за пределами России.
В советские времена, Москва обычно выдавала своим коммунистическим сателлитам в Восточной Европе лицензии на производство автоматов Калашникова на срок в 25 лет. Сейчас эти соглашения истекли.
По словам генерального директора «Ижмаша» Владимира Гродецкого, на сегодня Россия заключила лицензионное соглашение только с Венесуэлой, в которой в течение двух лет будет построен завод и начнется производство автоматов.
Он также заметил, что другие страны, включая Китай и государства Восточной Европы, готовы продемонстрировать уважение к авторскому праву и заключить соглашения, однако это должно быть сделано на правительственном уровне.
«Наше предприятие, при тех ценах, по которым оно продает свои автоматы, ежегодно теряет от 400 до 500 миллионов долларов по вине производителей контрафакта, - заявил Гродецкий. – Это больше, чем наши доходы от экспорта».
Несмотря на качество своих автоматов Калашникова, Россия все равно продает их по ценам, на 50 процентов уступающим ценам на американские M-16, утверждает Гродецкий.
«Сначала мы должны создать цивилизованный рынок автоматов Калашникова. Только потом можно поднимать цены», - вздыхает глава «Ижмаша».