Когда Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году, он не планировал оставаться там надолго. Единственным намерением было поддержвать коммунистическое правительство, которому СССР помог прийти к власти в Кабуле в конце 1970-х. Ошибка, допущенная Леонидом Брежневым и его преемниками, состояла в том, что они позволили втянуть себя глубже и глубже в афганский конфликт и ловушку, подготовленную для них так называемыми “афганскими арабами” и их западными сторонниками, желавшими подорвать боевой дух и ресурсы Советов. К 1988 году в Афганистане находилось более 100 тысяч советских военнослужащих, а потери насчитывали более 14 тысяч погибших и 35 тысяч раненых. СССР вывел войска из Афганистана в следующем году, так и не добившись своих целей.
Сегодня Аль-Каида играет в ту же игру с американцами. Она перестала наносить удары по американским интересам в США и за рубежом, и вместо этого ведет полномасштабную войну на истощение - такую же, как велась против бывшего Советского Союза. Хотя положение Аль-Каиды на местности может быть слабым с точки зрения подкрепления и логистики, ее идеологический пыл по-прежнему силен, ее джихадистская повестка дня на правильном пути, а ее человеческий капитал далеко не истощен. Было бы ошибкой принять дыры в организационной сети за признак упадка. Подобные “универсальные” феномены не умирают до тих пор, пока могут держаться в потоке - каким бы слабым он не был - классического исламистско-джихадистского тренда. Это утверждение особенно верно по отношению к Аль-Каиде, которая сегодня обладает практической монополией в “индустрии джихада” в мусульманском мире. Ей удалось утвердиться в роли глобального джихадистского зонта, а не простой региональной организации. В этом смысле она напоминает другие международные исламистские организации, продолжающие преследовать свои изначальные стратегические цели, такие как восьмидесятилетнее “Мусульманское братство” (Muslim Brotherhood) и пятидесятилетняя Партия освобождения ислама (Islamic Liberation Party).
В целом, мы можем разделить эволюцию стратегических задач и джихадистской повестки дня Аль-Каиды на три стадии. Первую, продолжавшуюся с 1998 по 2000 год, можно назвать стадией установления. В этот период организация стремилась продемонстрировать свою мощь и масштаб с помощью таких операций как организация взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании в августе 1998 года, т.е. всего шесть месяцев спустя после объявления о существовании организации. За этим последовало нападение на боевой корабль USS Cole в Аденском заливе в октябре 2000 года, две провалившиеся операции, целью которых был аэропорт Лос-Анджелеса, нападение на израильтян в Иордане во время празднования Нового года. Главной целью Аль-Каиды в то время было послать США предупреждение о том, что Вашингтон не должен недооценивать силу Аль-Каиды, и что он должен провести соответствующую переоценку своих ответных действий. Во время этой стадии зоной боевых действий организации был Африканский рог. Эти операции и их стратегические цели соответствовали идеологии организации, что можно увидеть в работах таких высокопоставленных фигур в иерархии Аль-Каиды как Айман Эль-Завари (Ayman El-Zawahri) и Абу Муссаб Аль-Сури (Мустафа Сетмариам Насар) (Abu Mussab Al-Suri (Mustafa Sethmariam Nasar)), а также симпатизирующих организации Абу Катада Аль-Филистини (Отман Омар Махмуд) (Abu Qatada Al-Filistini (Othman Omar Mahmoud)) и Абу Мохаммед Аль-Макдиси (Abu Mohamed Al-Maqdisi).
Вторая стадия началась с атаки на основную территорию США 11 сентября 2001 года. Цель была не только в том, чтобы нанести исторический и болезненный удар по США, но и в том, чтобы спровоцировать и заманить США в длительную войну, к которой страна не была готова. Вашингтон вскорости сделал такое одолжение, и ввязался в две войны, в Афганистане и Ираке, с единственной целью отомстить за свою поруганную гордость, так как у этих войн не было других ясных целей. В интервью новостному телеканалу Al-Arabiya личный охранник Осамы Бен Ладена (Osama Bin Laden) Нассер Аль-Бахри (Nasser Al-Bahri) - также известный как Абу Джандал - признал, что одной из причин для атак 11 сентября было заманить “американского быка” в войну на нескольких фронтах. И в самом деле, если посмотреть на операции Аль-Каиды в этот период, можно заметить две интересных вещи. Первая - это расширение географии их деятельности: от Бали на востоке до Йербы и Касабланки на западе, и от Лондона и Мадрида на севере до Йемена и Сомали на юге, а между ними - Эр-Рияд, Стамбул и Мумбаса. Второе - это раскрытие большого зонта Аль-Каиды, под который стали стекаться воинственные исламистские организации и группировки из Ирака, Сирии, Йемена, Персидского залива и Северной Африки. Они стекались под флаги Аль-Каиды, однако никаких четких организационных связей так и не было установлено.
Что же касается третьей стадии, то она продолжается и сейчас, теперь, когда война на истощение против США в полную силу идет в Афганистане и Пакистане, под знаменами талибов. На этой стадии основной задачей организации является удерживание американских сил в зоне конфликта как можно дольше, чтобы ослабить Америку материально и с военной точки зрения. С этой точки зрения неудивительно, что Аль-Каида посчитала решение США уйти из Ирака своим стратегическим проигрышем. Это не только лишает Аль-Каиду основного предлога для боевых действий в Ираке, это угрожает снизить поддержку организации в Ираке и в других странах, и поставить ее под удар с политической и военной точки зрения. И наоборот, решение президента Обамы увеличить численность американских сил в Афганистане до 63 тысяч человек стало подарком для Аль-Каиды, так как эффективно запустило проект истощения. Мы находим подтверждение этим предположениям в недавнем послании Бен Ладена, выпущенном к восьмой годовщине 11 сентября.
В то время как Аль-Каида движется вперед со своей стратегией и соответствующим образом развивает свою кампанию психологической войны, США, похоже, барахтаются в своих попытках перехитрить Аль-Каиду и поддержать войну. Вашингтон не рассматривает возможность прекращения войны или радикальных изменений в стратегии.
Наперекор общепринятым ожиданиям или ощущениям, приход Барака Обамы в Белый дом одновременно спровоцировал и стимулировал Аль-Каиду. Безудержное безрассудство неоконсерваторов подпитывало миссию Аль-Каиды, давай ей оправдание для своих действий и облегчая мобилизацию поддержки. Умиротворяющий подход Обамы пригрозил перекрыть краны этого “топлива”. Одновременно, лидеры Аль-Каиды почувствовали, что возможность нанесения США подрывающего силы поражения оказалась ближе, чем раньше, потому что, по их мнению, Обама был недостаточен силен, чтобы совладать с ними - либо потому, что ему не хватало политического опыта, либо потому, что в своем желании изменить образ США в глазах мусульманского мира, он отошел бы от активных боевых действий, дав Аль-Каиде время перевести дух и перегруппировать свои войска.
Быстрая проверка самых важных достижений в этой войне истощения против США указывает, в первую очередь, на материальные экономические потери, понесенные Соединенными Штатами. Стоимость американских усилий уже дошла до 3 триллионов долларов, включая 684 миллиарда долларов на прямые операции в Ираке, 223 миллиарда долларов в Афганистане и 33 миллиарда долларов на войну с терроризмом. В этом году расходы возрастут на еще 338 миллиардов долларов, если США пошлют в Афганистан еще 30 тысяч солдат, на еще 867 миллиардов долларов, если увеличение численности войск составит 75 тысяч человек к 2013 году, и на 2 триллиона долларов к 2019 году, если верить прогнозам Комитета до делам вооруженных сил Конгресса США. Ситуация выглядит еще более мрачной, если добавить к этому счет за спасение американской экономики от последнего финансового кризиса.
Чем выше численность войск и чем дольше американские силы будут воевать, тем больше риск военного истощения. Аль-Каида явно заманила США в эту ловушку. Численность войск США в Афганистане на данный момент составляет 63 тысячи человек и вырастет до 100 тысяч к началу следующего года (вспомните о Советах), если конфликт в Белом доме по этому вопросу разрешится в пользу рекомендаций командующего войсками США в Афганистане генерала Стэнли Маккристала. Кроме того, потери среди американских солдат и сил НАТО резко выросли. Тем временем, так как ситуации в Ираке и Афганистане так сильно ухудшились, США потеряли многие из стратегических преимуществ, которым они столь долго пользовались в странах Персидского залива, в Юго-восточной и Центральной Азии. Сегодня США вынуждены вести переговоры и заключать соглашения с такими противниками как Иран, Россия и Китай в надежде обезопасить свои интересы в этих регионах.
Мы должны добавить одно очень важное наблюдение: ни один из соседей Афганистана (Иран, Китай, Россия, Пакистан и Индия) не входит в группу 42-х стран, участвующих в Международных силах содействия без опасности под руководством НАТО. Это лишь осложняет задачу Вашингтона при поиске решения на афганскую дилемму.
Третьим достижением Аль-Каиды является истощение политического и нравственного престижа США, которое связано с разрушением образа США в роли господствующей сверхдержавы в однополярном мире. Этот феномен стал особенно отчетлив за последние девять месяцев, и был открыто провозглашен в недавнем обращении Обамы к Генеральной ассамблее ООН, в ходе которого он официально объявил о конце однополярного мирового порядка и открыл новую эпоху в международных отношениях, чья природа и очертания пока неясны. Тот факт, что Аль-Каиде удалось добиться выполнения этой задачи в ходе кампании против своего “далекого врага”, должен заставить нас пересмотреть свои взгляды на природу этой организации и на то, как следует реагировать на ее стратегические проекты.
* Автор является политическим аналитиком журнала Al-Siyasa Al-Dawliya, издаваемого Al-Ahram.