31 октября в Берлине состоялась встреча бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля, бывшего президента США Джорджа Буша-старшего и бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Возможно, это их последняя встреча.
По приглашению Фонда им. Конрада Аденауэра съехалось около двух тысяч гостей со всего мира, чтобы отметить 20-ю годовщину мирного воссоединения Германии.
Двадцать лет прошло с того времени, когда, благодаря пассивному сопротивлению населения Восточной Германии, беспомощности правительства ГДР и поддержке Москвы и Вашингтона, завершилась эпоха разделения Германии. Этому предшествовали месяцы политической неясности.
С конца сентября 1989 года проходили демонстрации по всей ГДР. Еще летом десяткам тысяч восточных немцев удалось бежать через Венгрию и Австрию в Западную Германию. А 9 ноября, спустя месяц после приезда Горбачева в Берлин, пала стена.
Показательно, что чествование Джорджа Буша, Михаила Горбачева и Гельмута Коля происходит именно в Фридрихштадт-Палас. Этот зал расположен в центре восточного Берлина, неподалеку от Чекпойнт-Чарли, то есть блок-поста между ГДР и ФРГ, который является одним из символов «железного занавеса». Вскоре после открытия Фридрихштадт-Палас, здание было затоплено грунтовыми водами, и спасти его смогли лишь с помощью инженеров, которых направило в ГДР правительство Западной Германии.
Один из главных вопросов, повторявшихся сегодня, касался ответственности перед историей. История – это следствие общих усилий или результат действий отдельных личностей? Президент Германии Хорст Кёлер затруднился дать определенный ответ. Но, по его словам, немецкая история сложилась бы иначе, если бы Джордж Буш и Михаил Горбачев не поддержали волю немецкого народа к воссоединению без предварительных условий.
Джордж Буш в своей речи подчеркнул значение мирного сотрудничества между странами. Речь Михаила Горбачева отличалась большей продолжительностью и касалась множества вопросов, включая недавнее присуждение президенту Обаме Нобелевской премии мира.
Последним выступил Гельмут Коль. Больно было видеть, насколько ухудшилось за последние годы физическое состояние престарелого канцлера. Он говорит с трудом, передвигается в коляске. Чувствовалось, что он благодарен случаю предстать, возможно, в последний раз перед общественностью, тем более в связи с главным событием своей политической жизни. В сущности, это был его день.