Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) отправился вчера в Вашингтон, чтобы провести ряд встреч с влиятельными американскими политиками, в том числе с государственным секретарем США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Темой переговоров будет Афганистан. Как стало известно "Polska" из неофициальных источников, министр иностранных дел будет прощупывать почву: что может получить Польша, если решит увеличить количество своих солдат в Афганистане. Не исключено, что в обмен мы сможем получить беспилотные самолеты "Shadow".
Американцам очень важно, чтобы остальные страны НАТО более активно включились в афганскую миссию. Такое желание было выражено на прошедшем полторы недели назад неформальном саммите Альянса в Братиславе. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) признал, что контингент следовало бы увеличить на 40 тысяч солдат. Его слова одобрил глава Пентагона Роберт Гейтс (Robert Gates) и главнокомандующий войсками в Афганистане генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal).
Проблема заключается только в том, что другие страны не дали положительного ответа на эти призывы. На саммите в Братиславе никто не выразил желания усилить миссию. Кроме того, Австралия (не являющаяся членом НАТО, но отправившая в Афганистан полторы тысячи солдат) заявила о скором выводе оттуда своих сил.
Поэтому американцы с надеждой смотрят на Польшу, которая не исключает возможности усилить весной свой гарнизон в Афганистане. Именно об этом Сикорский будет разговаривать в Вашингтоне. В его планах, кроме встречи с Хиллари Клинтон, - беседа с Джоном Керри (John Kerry), бывшим кандидатом на пост президента США, председателем сенатского комитета по иностранным делам, а также с Джимом Джонсом (Jim Jones), советником Обамы по национальной безопасности.
По полученной нашим изданием информации, в ходе этих бесед Сикорский должен подтвердить, что Польша готова увеличить свое присутствие в Афганистане, одновременно поставив свои условия. Одно из них – передача Польше шестнадцати бесплотных самолетов-разведчиков "Shadow".
Эти были бы уже вторые переговоры Сикорского с американцами о беспилотных самолетах, первые состоялись четыре года назад, кода он еще был министром обороны. Тогда переговорный процесс зашел далеко, но Сикорский не успел его завершить, так как подал в отставку, теперь же он возвращается к этому вопросу уже как министр иностранных дел.
Эксперты подчеркивают, что беспилотные летательные аппараты необходимы нашим солдатам в Афганистане, добавляя, что их не стоит добиваться от американцев любой ценой.
– Если бы США предложили их нам в рамках программы финансирования зарубежных вооруженных сил (Foreign Military Financing), то есть в рамках безналичной помощи, таким предложением стоило бы воспользоваться, – полагает полковник запаса Петр Лукашевич (Piotr Łukaszewicz), бывший руководитель программы F-16 в Министерстве национальной обороны Польши. При этом он считает, что предложение купить такие беспилотные самолеты не представляется привлекательным.
– Разумеется, американцы не всем продают свою военную технику, то есть нас как-то выделили. Однако они чаще всего пользуются принципом "плати и забудь", для нас же привлекательным было бы такое предложение, которое не только позволит получить самолеты, но и будет выгодно нашей военной промышленности, – подчеркивает Лукашевич.
Сикорский должен также поднять тему возможной компенсации в форме бесплатного обучения пилотов F-16 или логистического обслуживания этих истребителей. Переговоры Сикорского стали объектом критики: "Вместо того чтобы размышлять, что мы можем получить взамен за отправку солдат в Афганистан, Польша должна искать способ вывести оттуда свои силы. Отчетливо видно, что война там превращается в новый Вьетнам", – считает генерал Станислав Козей (Stanisław Koziej), бывший заместитель министра обороны.
В свою очередь американист Гжегож Костшева-Зорбас полагает, что Сикорский выходит за рамки своих компетенций: "Мы должны вести подобные переговоры только в рамках НАТО, а не самостоятельно. Альянс еще не принял решения, что делать дальше по вопросу Афганистана, и будет глупо, если окажется, что мы действуем вразрез всем остальным членам НАТО".