МАРРАКЕШ, Марокко. Избрание Барака Обамы на пост президента большинству европейцев показалось по-настоящему хорошей новостью. Оно положило конец ощущавшейся в поведении Буша обособленности и стремлению действовать в одностороннем порядке, а также его безразличию к взглядам и мнениям союзников.
Но вот прошло девять месяцев после прихода Обамы на пост президента, и над трансатлантическими отношениями снова повисли тучи сомнения. У Европы и США отсутствует полное единство в вопросах Афганистана, Ближнего Востока, Ирана и изменений климата.
Многие европейцы утверждают, что Обама не порвал полностью с политикой администрации Буша, которая им не нравилась. А некоторые американцы заявляют, что европейцы слишком пассивно наблюдают за тем, как Обама борется с трудными проблемами, такими как Афганистан и тюрьма в Гуантанамо, и не оказывают в этом существенной помощи.
В значительной мере такая озабоченность займет центральное место на встрече США-ЕС в Вашингтоне, которая начнется во вторник и пройдет под председательством Обамы. Она также стала предметом обсуждения на конференции по мировой политике, которую в выходные дни организовал в Марракеше Французский институт международных отношений (French Institute of International Relations).
Обама сохраняет свою популярность среди европейской общественности. Однако один высокопоставленный европейский чиновник заявил, что он обеспокоен растущим недовольством. "Это опасно, потому что мы не должны попадать в спираль неудовлетворённости с обеих сторон", - сказал он. В таких обобщениях отсутствует реальное содержание, отметил этот чиновник. Однако согласно заявлениям критиков, "США считают, что европейцы ничем не хотят помогать, а европейцы чувствуют, что Соединенные Штаты весьма наивны и не оправдывают ожиданий".
Другой высокопоставленный европейский представитель заявляет, что несмотря на "все разговоры о многостороннем подходе", несмотря на выделение Европой помощи и войск для борьбы с талибами, в ходе которой погибло 500 с лишним европейцев, Афганистан это по-прежнему американское шоу. "Европейцы сидят и ждут, пока Вашингтон решит, какой должна быть политика в Афганистане", - говорит он.
Что касается Ирана, то европейцы, и особенно французы, озабочены тем, что Обама может пожертвовать принципами, согласившись на обогащение Тегераном урана вопреки требованиям Совета Безопасности ООН. Пойти на это он может в целях заключения с Ираном договоренности о проведении масштабных переговоров по региональным и двусторонним проблемам.
Президент Франции Николя Саркози дошел до того, что публично упрекнул Обаму на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, когда заявил: "Я выступаю в поддержку того, что Америка протягивает нам руку. Но что получило мировое сообщество от таких приглашений к диалогу? Ничего, кроме наращивания работ по обогащению урана и увеличения числа центрифуг".
В значительной мере в этих проблемах виноваты сами европейцы, говорит бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин (Hubert Vedrine). "Европа для Обамы это не приоритет, не проблема и не средство решения его проблем, - заявил он, давая здесь интервью, - Обама держит дистанцию и сохраняет определенное высокомерие в отношениях с европейскими лидерами. Но это не основание для того, чтобы европейцы выступали в качестве зрителей", глядя, как Обама пытается справиться с решением проблем. "Я думаю, ему необходимо помочь", - отмечает Ведрин.
Европейские страны не спешат помогать Обаме в решении важнейших задач из его списка. Пока они дали согласие принять у себя лишь горстку заключенных из тюрьмы Гуантанамо, которую Обама пообещал закрыть в течение года. А те европейские государства, которые входят в состав НАТО, не торопятся наращивать помощь Обаме в Афганистане, отчасти из-за того, что многие европейцы выступают резко против этой войны, и потому что Вашингтон пока не выработал привлекающую всеобщее внимание стратегию успеха в Афганистане.
Дипломатический советник Саркози и бывший посол Франции в США Жан-Давид Левитт (Jean-David Levitte) говорит, что Европа все равно остается главным союзником Вашингтона. Избрание Обамы, по его словам, увлекло и очаровало европейцев, "изменив имидж Соединенных Штатов буквально за несколько месяцев". Он добавляет, что "все мы сделали ставку на США".
Готова ли Европа на ответные действия? "Конечно, готова, - заявляет Левитт, отмечая, что сегодня в Афганистане действует 35 с лишним тысяч европейских военнослужащих, - Кто туда пойдет, если не европейцы? Никто".
В опубликованном в понедельник докладе независимая исследовательская организация Европейский совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) призвала страны ЕС отказаться от иллюзий по поводу трансатлантических взаимоотношений, если они не хотят стать бесполезными на мировой арене.
Этот доклад был составлен сотрудником совета Ником Уитни (Nick Witney) и Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro) из Института Брукингса (Brookings Institution) на базе опросов, проведенных во всех 27 странах-членах ЕС. В нем утверждается, что у европейцев сохраняются важные и вредные "иллюзии", которые возникли у них за "десятилетия американской гегемонии", создавшей "нездоровое сочетание самоуспокоенности и чрезмерного поклонения" перед США. А это ведет к "быстрому снижению интереса" к Европе, которая не в состоянии нести свою ношу.
Срединенным Штатам "нужны сильные партнеры в этом мире, где они больше не доминируют", отмечают авторы. И хотя Вашингтон хотел бы видеть более сплоченный Евросоюз, который может четко выражать и отстаивать свои стратегические интересы, он на это больше не надеется. В докладе отмечается, что когда ЕС един и силен, как в торговых вопросах, Вашингтон к нему прислушивается. А когда он разобщен, как в отношении России и по многим другим внешнеполитическим и военным вопросам, в которых национальные правительства действуют самостоятельно, "европейцы просто напрашиваются на то, чтобы их разделяли и чтобы ими властвовали".
Хотя Обама в своих политических предпочтениях и выборах симпатизирует Европе и даже выступает как "европеец", отмечается в докладе, "сами европейцы не улавливают скрытый смысл самопровозглашенного прагматизма" его администрации, которая готова "сотрудничать со всеми, кто может оказать ей эффективную помощь в достижении избранных ею целей".