Совершенно неожиданно, спустя 10 месяцев после начала работы новой американской администрации и после бесчисленного количества обсуждений данного вопроса, замораживание строительства в поселениях вдруг перестало быть предварительным условием для возобновления палестино-израильских переговоров по мирному урегулированию.
И действительно: до сих пор палестинцам предлагалось вести переговоры об окончании оккупации территорий в то время, как их партнер по переговорам эту самую оккупацию постоянно расширял. Так, в канун подписания Норвежских соглашений, 16 лет назад, на территориях (не считая Восточного Иерусалима) проживало 109 тысяч поселенцев.
Сегодня на территориях живет 300 тысяч израильтян. До каких пор, как любит выражаться Биньямин Нетаньяху, палестинцы будут оставаться фраерами? Верно, все хозяева Белого Дома, включая мужа самой госпожи Клинтон, относились к теме поселений, как к разговорам о погоде: об этом приятно поболтать, но это невозможно изменить. Но ведь Барак Обама пообещал изменить эту ситуацию.
На протяжении всей истории переговоры об урегулировании конфликтов проводились без каких-либо предварительных условий, и в первую очередь – без требования полного прекращения насилия между сторонами. Прекращение насилия должно произойти в результате урегулирования конфликта, особенно, когда речь идет о переговорном процессе между оккупирующей и оккупированной сторонами. Однако именно Биньямин Нетаньяху был тем политиком, кто во время своей первой премьерской каденции установил правило, касающейся переговорного процесса с палестинцами: "дадут – получат, не дадут – не получат".
Иными словами, до тех пор, пока не наступит полного прекращения огня, не будет никаких переговоров. В свое время Нетаньяху с гордостью заявил, что, в отличие от Ицхака Рабина, он не намерен вести переговоры о мире так, словно нет террора, и бороться с террором так, словно нет мирных переговоров.
Как же в таком случае следует расценивать требование министра иностранных дел Авигдора Либермана обусловить возобновление переговоров отказом палестинцев от своего требования выдвинуть на рассмотрение Совета Безопасности ООН отчет Ричарда Голдстоуна? Это предварительное условие или нет?
Как следует расценивать требования ближневосточного "квартета", касающиеся признания правительства ХАМАСА – прекращение насилия, признание государства Израиль, соблюдение предыдущих палестино-израильских договоренностей? Это предварительные условия или нет?
Программа "Дорожная карта", которая 6 лет назад была одобрена Советом безопасности ООН, ставила два предварительных условия для возобновления переговоров: прекращение насилия и полное замораживание строительства в еврейских поселениях. От Израиля требовался также демонтаж всех форпостов, созданных с начала правления Ариэля Шарона. Этот пункт должен был быть реализован на первой же стадии программы "Дорожная карта", еще до начала переговоров о постоянном урегулировании.
Американские генералы и даже израильские военные готовы подтвердить, что палестинцы выполнили предварительные требования, которые были им предъявлены. Об израильской стороне этого не скажешь. Если бы, не дай Бог, в Иерусалиме вновь начали взрываться автобусы, Нетаниягу не приблизился бы ни к одному палестинскому лидеру.
В своей книге он пишет, что нельзя ни в коем случае вести переговоры с террористами. Вести строительство на территории, о которой весь мир твердит, что она тебе не принадлежит, это, разумеется, совсем другое дело. Главное, что Нетаньяху заявил в своей речи в университете Бар-Илан, что поддерживает идею двух государств для двух народов. Даже Хиллари Клинтон сказала, что это прекрасно.
С марта 2002 года существует арабская инициатива, которая обещает Израилю нормализацию отношений с арабским миром взамен на прекращение оккупации. Обама пытался уговорить умеренных арабских лидеров предоставить Израилю аванс в счет будущего урегулирования конфликта, чтобы подготовить почву для возобновления переговоров. Президент Египта Хусни Мубарак и несколько лидеров стран Персидского залива согласились пойти навстречу Обаме.
Однако у них, как и у самого Обамы, было предварительно условие: замораживание строительства на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. Они не просили ничего большего, чем то, о чем несколько месяцев назад заявила Клинтон – полное прекращение строительства в поселениях, без учета "естественного прироста", без форпостов, без всяческих отговорок.
В минувшую субботу палестинское общество поняло, что Абу-Мазену и его товарищам рассчитывать не на что. Для чего ХАМАСу нужно присоединяться к правительству ФАТХа, которое не в состоянии выжать из американцев элементарного давления на израильскую сторону, чтобы та заморозила строительство в поселениях хотя бы на несколько месяцев? ХАМАС может рассчитывать, что в день выборов в Палестинской автономии Нетаньяху передаст им сотни заключенных в обмен на Гилада Шалита. Главное, чтобы не было предварительных условий.
Если ХАМАСу был нужен повод, для того, чтобы отклонить примирение с ФАТХом и спокойно подождать, пока очередной раунд "мирного процесса" уйдет в никуда, а Западный берег спокойно перейдет в его руки - госпожа Клинтон этот повод ХАМАСУ обеспечила. 02