Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нажали бы мы на кнопку “перезагрузки” со Сталиным?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНаземный вестибюль станции "Курская-кольцевая" открылся после ремонта
Наземный вестибюль станции Курская-кольцевая открылся после ремонта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ностальгия по советским временам - это не предвестник неосталинистской внешней политики. Чаще всего это лишь желание вернуться в более простые и предсказуемые времена, когда Россия была уважаемой и сильной.

Владимир Ленин получил свой собственный мавзолей, но над российской политикой сегодня реет призрак Иосифа Сталина.


На прощлой неделе президент Дмитрий Медведев заявил в своем видеоблоге, что “репрессиям Сталина нет никаких оправданий”, что несколько противоречит словам его предшественника Владимира Путина, который сказал россиянам, что они “не должны чувствовать вину” за репрессии Сталина.


Когда на обновленной станции метро в Москве появились строчки из советского гимна, прославляющие Сталина, некоторые потребовали, чтобы эти слова убрали. А после того, как внук Сталина подал в суд на газету, назвавшую его деда “кровожадным каннибалом”, суд принял решение против диктатора.


Тем не менее, Сталин остается удивительно популярным среди россиян. Как минимум четверть опрошенных говорят, что проголосовали бы за советского диктатора, будь он жив сегодня.


Сталинское прошлое


Некоторые сторонники жесткого курса в США (сенатор Джон Маккейн и другие) говорят, что прославление и приукрашивание сталинского прошлого России является опасным предзнаменованием для американо-российских отношений, особенно в тот момент, когда Вашингтон пытается “перезагрузить” отношения с Москвой. Это неприменно приведет к воинственной внешней политике, советскому империализму и рывку к авторитарному правлению, говорят эти политики. Они приводят в пример прошлогоднюю войну России с Грузией, объясняя, что именно поэтому США нужно расширить НАТО, установить противоракетный щит в Центральной Европе и вести себя более агрессивно по отношению к Москве.


Но я больше обеспокоен о мышлении времен холодной войны, исходящем из Вашингтона, а не из Москвы. (Даже госсекретарь Хиллари Клинтон предупредила об этом во время своего недавнего визита в Россию.) Ностальгия по советским временам - это не предвестник неосталинистской внешней политики. Чаще всего это лишь желание вернуться в более простые и предсказуемые времена, когда Россия была уважаемой и сильной. Это нежные воспоминания о советской победе над нацистской Германией или полете в космос Юрия Гагарина. “Миллионы россиян не возьмут и не плюнут на биографии своих дедов и отцов, так же как мы не будем осуждать отцов-основателей США за то, что они владели рабами, - говорит профессор Нью-Йоркского Университета Стивен Соэн (Stephen Cohen). - То, что делало или не делало их правительство, это не их вина”.


Преступное прошлое


Речь не идет о том, чтобы обелить преступления, совершенные Сталиным. В разгар его Великого террора - репрессий, показательных процессов, принудительной коллективизации крестьян - по приказу Сталина было арестовано более 1,5 миллионов человек и 600 тысяч человек было расстреляно. Не менее 12 миллионов россиян умерли в результате его репрессий.


Однако, подобную ностальгию по Советскому Союзу в основном вызывает не националистическое хвастовство Путина - вроде того, когда он назвал развал Советского Союза “трагедией” - но ощущения россиян, что Запад пытается изолировать или ослабить Россию. Это чувство вызвано их раненной гордостью после развала СССР, не говоря уже о последовавшим за этим хаосом и экономической катастрофой, в которой некоторые россияне обвиняют Запад.


Президент Обама почти не упоминает недемократические пристрастия России, чтобы получить ее поддержку санкций против Ирана. Это может иметь негативные последствия, но как бы не беспокоила некоторых американцев новая популярность Сталина в России, она не должна помешать нашим усилиям по “перезагрузке” отношений с Москвой. Эти чувства необязательно означают, что Россия хочет вкатить свои танки обратно, например, в государства Балтии. Вашингтон не должен интерпретировать реабилитацию Сталина, как возвращение российского империализма.


Речь Медведева, в которой он призвал к строительству новых мемориалов в память о жертвах сталинских репрессия, - это обнадеживающий знак. Но может понадобиться несколько покалений, прежде чем призрак Сталина перестанет тревожить американо-российские отношения.


Лайонел Бинер живет в Нью-Йорке и является одним из постоянных авторов газеты USA Today.