Спор вокруг решения General Motors отказаться от европейской сделки, которую поддерживали Россия и Германия, сегодня возобновился с новой силой, при этом Владимир Путин осудил поведение американского концерна, назвав его «пренебрежительным».
Российский премьер-министр подчеркнул, что его страна усвоит этот урок американского корпоративного поведения после неожиданного отказа GM от первоначального решения избавиться от Opel и Vauxhall и продать эти предприятия канадскому автопроизводителю Magna и российскому Сбербанку.
«Отказ в последний момент от выполнения договоренностей по поводу Opel не ущемляет наших интересов, но это свидетельствует о том, что наши американские партнеры имеют весьма своеобразную культуру общения в отношениях со своими контрагентами», заявил Путин на заседании кабинета министров.
«Мы должны будем учитывать этот стиль ведения дел с партнерами в будущем, хотя это пренебрежительное отношение к партнерам в большей степени затрагивает европейцев, а не нас. GM никого не предупредил, ни с кем не поговорил… хотя все договоренности были достигнуты и были подписаны документы. В общем, я думаю, что это будет для нас хорошим уроком».
Путин заявил в среду, что битва за Opel, по его мнению, еще не закончилась и добавил, что теперь трастовый комитет, а не совет директоров GM, должен принять решение о дальнейших шагах.
Заместитель спикера нижней палаты российского парламента Олег Морозов, представляющий партию Путина «Единая Россия», считает, что это решение имеет политическую подоплеку. Компания хотела «сохранить Opel в зоне политических и экономических интересов американского бизнеса и американской политики».
По данным агентства Интерфакс, в частном порядке российские официальные лица предупреждают о том, что развал сделки может иметь последствия для работы GM в этой стране, и другие компании получат от Кремля возможность развивать свой бизнес в России.
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в сотрудничестве с французской компанией Renault и входящей с ней в альянс Nissan ведут работы над новой моделью, производство которой начнется в 2012 году.
Представители GM не согласны с тем, что политические соображения сыграли в этом деле свою роль, хотя в частном порядке они признали существование опасений относительно того, что участие Сбербанка могло привести к перетеканию права собственности на интеллектуальные продукты от Opel к конкурирующим российским автопроизводителям.
Немецкое правительство, обещавшее ранее предоставить финансовую помощь в размере 4 миллиардов фунтов в качестве ответного шага в случае сохранения четырех местных заводов, осудило решение GM, назвав его «совершенно неприемлемым».
Сегодня тысячи сотрудников заводов Opel вышли на демонстрации в разных городах Германии в знак протеста против этого решения. Глава производственного совета Opel Клаус Франц (Klaus Franz) заявил на митинге, организованном рядом со штаб-квартирой Opel в Рюссельсхайме (Ruesselsheim): «Наше доверие (к GM) равно нулю, и в этом суть проблемы. Мы будем держаться вместе и бороться за наше будущее. Нас нельзя победить, и мы горды тем, что мы – Opel».
Организаторы утверждают, что в этой акции протеста приняли участие 10 000 человек, хотя представители полиции утверждают, что количество демонстрантов составило 6 000 человек. Менее многочисленные митинги прошли также в Бохуме (Bochum), Эйзенахе (Eisenach) и Кайзерслаутерне (Kaiserslautern).
Немецкие политики были возмущены этим решением. В аппарате федерального канцлера нам сообщили, что Ангела Меркель (Angela Merkel) обсудила этот вопрос с президентом Бараком Обамой (Barack Obama), который сказал ей, что он не оказывал никакого влияния на принятое во вторник решение советом директоров этого предприятия, в котором государство является мажоритарным акционером и которое недавно было спасено от банкротства.
Британское правительство и профсоюзы отнеслись к решению GM более благожелательно, надеясь на то, что два расположенных в этой стране завода – в Эллесмер Порте (Ellesmere Port) графства Мерсисайд (Merseyside) и в Лутоне (Luton) Бедфордшир - теперь имеют больше шансов на выживание, чем это было бы в случае с Magna.
Министр по вопросам бизнеса Питер Мандельсон (Peter Mandelson) заявил, что GM потребует меньше государственной помощи, чем это было бы в случае с Magna. «Это будет значительно более дешевая сделка для европейских налогоплательщиков, особенно для налогоплательщиков Германии, Великобритании и Испании», отметил он.
Мандельсон также заявил в среду, что он бы хотел в скором времени начать переговоры с GM по поводу того, как планы концерна повлияют на 5 500 рабочих в Великобритании. Сегодня он призвал к «справедливому балансу между правительствами тех стран-членов ЕС, которые будут предоставлять финансовые гарантии компании, и именно этот вопрос нам предстоит еще обсудить между собой, а также с руководством GM».
Главный переговорщик GM по продаже Opel Джон Смит (John Smith) заявил в среду, что план GM похож на тот, что предлагали Magna и Сбербанк, но не совпадает полностью. Канадский производитель автокомплектующих и его российский партнер предлагали сократить 10 500 или 20 процентов рабочих мест в Европе. В Великобритании количество сотрудников этого предприятия составляет примерно 5 500 человек.