Шеф польской дипломатии Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) вызвал бурю словами, которые, по утверждению МИД Польши, он вообще не произносил.
"Мы бы хотели, чтобы Америка "разместила у нас свои войска в качестве щита для защиты от российской агрессии", - такой фрагмент из выступления Радослава Сикорского в вашингтонском Центре стратегических международных исследований (CSIS) цитировало агентство "Интерфакс", а за ним и другие российские СМИ.
Россия сразу же заявила, что такое заявление "неприемлемо", а глава комитета российской Госдумы по международным делам Константин Косачев призвал российский МИД четко и резко отреагировать на эту ситуацию и заявил о возможном ухудшении отношений между Москвой и Варшавой.
Превратно истолкованные слова
В других репортажах с этого заседания в CSIS такие слова не приводятся. Конечно, Сикорский сетовал, что в Польше находится всего шестеро американских солдат, напоминал о недавних широкомасштабных военных учениях, проведенных Россией и Белоруссией недалеко от польской границы, в которых принимали участие сотни танков, и которые были восприняты в Польше как демонстрация силы. Он также добавил, что пятая статья Вашингтонского договора, в которой говорится о том, что нападение на одну страну-члена НАТО рассматривается как нападение на весь Альянс, довольно неконкретна в качестве единственной гарантии безопасности.
Косачев сразу обвинил Сикорского в пересмотре договоренностей между Россией и НАТО, предусматривающих, что на территории новых членов Альянса не будут размещаться существенные военные силы. По его мнению, заявления о том, что Россия якобы угрожает Польше, не имеют под собой оснований, и нельзя всерьез "ссылаться на проведение каких-то учений". Он считает, что слова Сикорского, воспроизводят "худшие традиции холодной войны".
- Как когда-то СССР, так и Россию сейчас пытаются выставить угрозой, - сказал он, полагая, что Сикорский таким образом хочет "реализовать задание Польши подтвердить ее роль ближайшего союзника США в Европе, на которую она претендует".
Министр Сикорский не захотел комментировать эти заявления. "Мои слова были неверно истолкованы", - сказал он в Париже радиостанции RMF.
- Реакция российской стороны последовала на слова, которые не произносились. Ни министр, ни я не припоминаем таких слов. Я присутствовал при всех заявлениях министра и не помню ничего такого, что противоречило бы нашей прежней позиции, - сказал "Rzeczpospolita" пресс-секретарь польского МИД Петр Пашковский (Piotr Paszkowski). Он напомнил, что Польша уже не первый год пытается добиться того, чтобы инфраструктура НАТО была более равномерно распределена по странам-членам Альянса.
- Это не означает, что мы стали вдруг требовать нового, значительного присутствия НАТО на территории Польши в виде десяти дивизий, - подчеркнул он и добавил, что еще проверит все высказывания министра. Мы уверены в своей правоте практически на все сто, а после проверки записей мы будем протестовать против искажения смысла, - пообещал он.
- Господин Косачев часто высказывается остро и безаппеляционно, но мне кажется, что в данном случае, кто-то процитировал ему фразу, вырванную из контекста, - считает депутат "Гражданской обороны" (PO) Кшиштоф Лисек (Krzysztof Lisek). - Я знаю, что министр Сикорский ни в коем случае не желал бы ухудшения отношений с Россией, наоборот: наше правительство делает все возможное для их нормализации.
Конрад Шманьский (Konrad Szymański) из партии "Право и Справедливость" (PiS) придерживается противоположного мнения, он полагает, что политика прагматичных отношений с Россией не принесла плодов: "Видно, что потепление отношений с Москвой, о котором говорило правительство Дональда Туска (Donald Tusk), обернулось тем, что Россия получила возможность выдвигать все новые и новые требования к нашим контактам с НАТО и США. Россия не упустит ни единой возможности для того, чтобы поднять эту планку. И каждый раз, когда она будет иметь возможность выразить обеспокоенность реальными последствиями нашего членства в НАТО, она будет это делать", - подытожил Шиманьский.
Психическая травма
По мнению политолога Тимофея Бордачева, от России не следовало ожидать иной реакции:
- Мы уменьшаем свое присутствие в Калиниграде, отказываемся от размещения там ракет "Искандер", и нет ничего удивительного в том, что Россия сопротивляется стремлению Польши увеличить присутствие США или НАТО на своей территории. Солдаты едут на учения и возвращаются домой, а дислоцирование войск или военных объектов - это надолго, сказал он "Rzeczpospolita". - Польша не должна воспринимать улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном как угрозу. Хотя можно понять беспокоящую Польшу психическую травму, обусловленную таким, каким оно было, а не иным общим с Россией прошлым, добавил он.
Другой московский собеседник нашей газеты использовал более сильные выражения: "Сикорскому не удалось ничего добиться в Вашингтоне, а Москва еще и использовала эту ситуацию, чтобы его уязвить", - сказал он.