Расширение НАТО и Евросоюза дало ряд преимуществ и выгод бывшим членам советского блока, и вместе с тем, вызвало новые вопросы относительно предназначения этих организаций и их способности принимать решения.
За прошедшее десятилетие 12 бывших стран-сателлитов СССР вступили сначала в Организацию Североатлантического договора, а затем в Европейский Союз.
Расширение "надолго оставило НАТО без четко очерченного предназначения", говорит Джайлс Меррит (Giles Merritt), директор двух брюссельских организаций - "Программа безопасности и обороны" (Security and Defense Agenda) и "Друзья Европы" (Friends of Europe).
"Кто враг? Каково предназначение НАТО сегодня, когда больше не существует Варшавский договор, и нет крупных традиционных конфликтов? Эти вопросы беспокоят всех и каждого", - заявляет он.
НАТО попыталась ответить на эти вопросы, вступив в борьбу с "Талибаном" и "Аль-Каидой" в Афганистане и отправив 40000 своих военнослужащих на усиление американской группировки в 65000 человек. Вслед за Соединенными Штатами самый большой вклад в эту кампанию внесли более старые члены альянса, такие как Британия, Франция, Германия, Канада и Италия. Из числа новых членов НАТО лишь Польша и Румыния развернули там крупные контингенты. Их численность по состоянию на 1 октября составляла, соответственно, 2025 и 990 военнослужащих.
Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай (James Appathurai) заявляет, что новые члены вносят важный вклад в афганскую кампанию.
"Надо взглянуть на численность их вооруженных сил и вспомнить, что в большинстве случаев у них были армии советского образца, которые им пришлось трансформировать, переводя на натовские стандарты. Это обошлось им чудовищно дорого, причем перевод осуществлялся в период финансовых трудностей, - объясняет он, - если говорить о пропорциях, то большинство из этих стран вносит такой же вклад, как и старые страны-члены".
Аппатурай опроверг мнение о том, что расширение альянса усложнило процесс принятия решений, заявив, что исключение составляет только один аспект.
"Расширение НАТО серьезно усложнило процесс принятия решений в отношении России".
Специалист по бывшему Советскому Союзу из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) говорит, что если старая Европа "хочет расширения операций за пределами театра военных действий НАТО … то новая Европа отдает предпочтение более традиционной обороне передовых рубежей, считая, что главная угроза исходит от России".
НАТО проводит переоценку своих отношений с Россией. Меррит предсказывает, что альянс постарается "навести мосты в своих отношениях с Россией и признает, что у России почти такие же угрозы безопасности, как и у Европы: это воинствующий ислам, нестабильность в Средней Азии и на Ближнем Востоке, а также энергетические проблемы".
Эти проблемы, говорит он, "можно решить по-настоящему лишь в том случае, если НАТО и Россия будут на одной стороне, поддерживая друг друга. Главный пример тому - вопрос ядерного обогащения Ирана".
Тем не менее, некоторые новые члены НАТО были недовольны решением администрации Обамы отказаться от плана противоракетной обороны, против которого активно выступала Россия, и который всячески пропагандировал президент Джордж Буш.
"Чехия и Польша пошли на политические жертвы, чтобы отстоять план ПРО, но потом его у них отняли, - говорит Уилсон, - согласны они были с геополитическими доводами или нет, но это стало для них пощечиной".
Администрация Обамы предложила создать другую систему для защиты от ракет меньшей дальности. Польша и Чехия согласились участвовать в этом плане после того, как в прошлом месяце в этих странах побывал вице-президент Джо Байден с миссией налаживания отношений.
Многие страны Восточной и Центральной Европы добивались вступления в НАТО по той причине, что считали это ступенькой на пути в Евросоюз.
"Существовало очень сильное ощущение того, что членство в НАТО … это своего рода зал ожидания для тех, кто в действительности добивается вступления в ЕС", - говорит Меррит.
И действительно, все 12 государств из бывшего советского блока, вступившие в ЕС, сначала стали членами североатлантического альянса. Четыре кандидата на членство в Евросоюзе - а это Албания, Хорватия, Македония и Черногория - либо уже стали членами НАТО, либо участвуют в программе альянса "Партнерство во имя мира", которая является подготовительным этапом к вступлению в этот военный блок.
У НАТО есть также специальные программы для Украины и Грузии, хотя эти страны вряд ли вступят в альянс в ближайшей перспективе. Что касается Украины, то там большинство населения выступает против членства страны в НАТО, а ее прозападный лидер скорее всего проиграет на предстоящих президентских выборах. НАТО вряд ли пригласит в свои ряды и Грузию, потому что у этой страны по-прежнему напряженные отношения с Россией после короткой войны 2008 года, которая привела к выходу из состава Грузии двух поддерживаемых Москвой территорий - Абхазии и Южной Осетии.
"Я думаю, у новых членов НАТО весьма двойственное отношение к альянсу, - говорит Меррит, - они прежде всего видят в данной организации политическую дубинку, и считают, что именно по этой причине им необходимо там находиться".
Советник по национальной безопасности президента Картера Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) заявил, что после распада Советского Союза расширение НАТО и ЕС стало неизбежным.
"Дело в большей мере было не в том, что США и НАТО приняли решение о расширении, - говорит он, - это была реакция на историческую спонтанность. Притяжение этих стран к НАТО и ЕС было невозможно предотвратить".
По словам Бжезинского, альянс должен привлечь Россию "к более тесному военно-политическому сотрудничеству с евроатлантическим сообществом", дабы ослабить сохраняющиеся территориальные притязания России. Он добавил, что самая важная задача для НАТО заключается в достижении "политически приемлемого результата" интервенции в Афганистане. Вывод войск НАТО, в результате чего в Афганистане возникнет нестабильность, и туда начнет проникать "Аль-Каида", будет считаться поражением, сродни поражению Советов в конце 80-х годов, сказал он.
Бжезинский считает, что в трудностях с принятием решений в НАТО и ЕС меньше виноваты новые члены, а больше - основные старые члены этих организаций, такие как Британия, Франция и Германия, между которыми существуют разногласия.
"Три самые важные европейские страны, пользующиеся общемировым признанием, имеют разное мировоззрение и взгляды на отношения с Соединенными Штатами", - сказал Бжезинский.
По словам Меррита, новые члены ЕС испытывают существенное недовольство.
"Новые члены являются чужаками, - говорит он, у них очень мало веса и влияния. Эти страны находятся в очень сильной зависимости от помощи со стороны различных фондов ЕС, и им совершенно четко дали понять, что они не принадлежат к правящим кругам старых государств-членов".
В то же время, отмечает Меррит, новые члены "не боятся задавать трудные вопросы и оспаривать общепринятые в ЕС взгляды".
"Они пытаются оказывать гораздо больше влияния, чем у них есть на самом деле".
По словам официального представителя генерального управления Еврокомиссии по вопросам расширения Амадео Альтафаджа Тардио (Amadeu Altafaj-Tardio), в начальный период расширения ЕС существовали опасения, что более дешевая рабочая сила из Восточной Европы захлестнет трудовые рынки Запада.
"Действительно, вначале был большой приток рабочих в Ирландию и Францию. Во Франции долгое время существовал известный миф, что все сантехники это поляки".
Тем не менее, отмечает он, "проведенные нами исследования четко показали, что расширение … экономически выгодно для старых членов Евросоюза. Порой возникает ощущение, что существует некое несоответствие между настроениями в старых странах-членах и реальным экономическим воздействием этого процесса".
"С прошлого года Европейский Союз является самым крупным торговым блоком в мире, - говорит Тардио, - еще не так давно мы не могли обеспечить мир на Балканах, а сегодня мы даем этим странам мощную перспективу. Правда заключается в том, что "мягкая сила" Евросоюза по-прежнему действует как некая мера стабильности. И это имеет определенный вес".
С участием Барбары Славин (Barbara Slavin).