Однажды в конце лета 2008 года несколько агентов ФБР и секретных служб вылетели в предвыборный штаб Барака Обамы (Barack Obama) в Чикаго, чтобы сообщить, что их компьютерные системы взломаны хакерами.
"У вас проблемы. Кто-то пытался влезть в ваши системы", - сообщил, по данным осведомлённого в событиях источника, агент ФБР представителям предвыборного штаба.
Схожей атаке подвергся и предвыборный штаб Маккейна.
В обоих случаях следы вели в Китай - об этом сообщили некоторые источники, приближённые к правительству и входящие в его состав и осведомлённые о ходе событий. В случае с атакой на штаб Маккейна, по данным источника, китайские официальные лица впоследствии обращались к сотрудникам штаба за информацией, доступной исключительно из секретных сообщений, отправлявшихся по электронной почте.
Под огонь попали не только штабы кандидатов в президенты США. Китай существенно усилил свои позиции в киберпространстве с целью сбора разведданных, а в случае войны - и с целью нанесения удара по уязвимым точкам американского правительства (об этом сообщили официальные лица и эксперты из США). В области привычных вооружений Китай отстаёт от США как по мощи арсенала, так и по затратам на его содержание, но, судя по всему, намерен сосредоточиться на "дырах" в системе безопасности Америки, то есть на системах коммуникаций, спутниках-шпионах и громадных компьютерных сетях, собрав достаточное количество разведывательных данных, чтобы привести баланс сил в равновесие.
Президент Обама, запланировавший на следующую неделю визит в Китай, пообещал укрепить связи с гигантской азиатской державой, а в особенности - с её армией. Но, по сообщениям, поступавшим от бывших и действующих государственных служащих США, недавняя компьютерная агрессия со стороны Китая вселяет некоторые сомнения в искренность намерений этой страны.
"Они таким образом пытаются нивелировать превосходство США в любом потенциальном конфликте, в который они могут с нами вступить", - полагает научный сотрудник из Совета по международным отношениям Роберт Нейк (Robert K. Knake). - "Они думают, что смогут сдержать нас, так сказать, на кибернетическом фронте".
Китайские официальные лица это отрицают, а тревогу американской стороны списывают на реликтовое мышление времён "холодной войны".
"Утверждения о том, что Китай стоит или "вполне может стоять" за атаками хакеров или за актами компьютерного шпионажа, совершёнными против Соединённых Штатов, звучат всё чаще и всё громче", - заявил представитель китайского посольства в Вашингтоне Ван Баодун. - "Подобные обвинения ничем не обоснованы, безответственны, дезинформируют публику и сфабрикованы специально, чтобы раздуть страх перед "китайской угрозой"".
Как сообщил Ван Баодун, Интернетом пользуются триста шестьдесят миллионов китайцев, что означает, что "Китай сильнее, чем когда-либо, привязан к сети Интернет. А поскольку именно США служат узлом международных информационных коммуникаций, нападение на США в киберпространстве означало бы попытку уничтожить собственные виртуальные активы... В чём логика?".
Тем не менее, как официальные лица, так и аналитики из США, представляющие все области спектра политических воззрений, - и в Пентагоне, и в Капитолии, и в кругах частного бизнеса, и в аналитических центрах, - поголовно убеждены, что за многими особо циничными атаками стоит Китай. По оценке одного высокопоставленного представителя военно-воздушных сил США, по состоянию на период двухлетней давности китайцы украли из информационных сетей правительственных структур США по меньшей мере от десяти до двадцати терабайтов информации (верхняя рамка, по отдельным оценкам, приближается к величине, составляющей одну пятую объёма цифровых запасов Библиотеки Конгресса).
Жертвами хакеров пали научно-исследовательские лаборатории, связанные с атомным оружием, а также оборонные частные фирмы, госдепартамент и прочие правительственные структуры, работающие с конфиденциальной информацией. Экспертам, однако, неизвестно, какая именно информация была похищена, а также то, насколько пострадали информационные системы США.
"Учитывая размах вторжений в информационные сети оборонной промышленности, не исключено, что многомиллиардные проекты в области вооружений... уже скомпрометированы", - заявил специалист по Китаю из Defense Group Inc. Джеймс Малвенон (James Mulvenon).
Аналитики указывают, что необъявленная война началась в конце девяностых годов минувшего столетия. С тех пор виртуальные нападения повалили валом: в 2006 году из кабинетов сенатора-республиканца от Вирджинии Фрэнка Вулфа (Frank R. Wolf) украли досье на политических диссидентов, в 2007 был нарушен обмен сообщениями по электронной почте в аппарате министра обороны, а в декабре того же года отправившаяся в Пекин делегация во главе с тогдашним министром торговли Карлосом Гутьерресом (Carlos M. Gutierrez) подверглась атаке через все возможные электронные устройства.
По словам Вулфа, виртуальные атаки перенесли семнадцать депутатов палаты представителей.
"Не проходит и недели, чтобы наше правительство не подверглось очередной атаке со стороны китайцев", - заявил он.
Однажды весной сотрудники служб безопасности Капитолия изъяли из одной структуры при конгрессе, занимающейся внешними сношениями, два компьютера.
"В вашем компьютере завёлся вирус", - сказал один из агентов ошеломлённому сотруднику. - "Из Китая".
В феврале директор Агентства национальной безопасности Деннис Блейр (Dennis C. Blair) заявил, что как Россия, так и Китай способны "наносить удары по элементам информационной инфраструктуры США и нарушать её работу", добавив, что Китай ведёт себя в виртуальном пространстве "очень агрессивно".
Ещё одной проблемой стала способность китайцев закладывать информационные "мины", способные в определённый момент активироваться и уничтожать информацию либо произвольно изменять её. В апреле тогдашний директор Национальной службы контрразведки Джоэл Бреннер (Joel F. Brenner) сообщил, что китайцы внедрили вредоносный код в "некоторые наши электросети", так что "наши системы находятся под наблюдением".
По словам экспертов, трудным аспектом борьбы с угрозой станет то, что китайцы зачастую нанимают для выполнения этой работы лучших профессионалов из научных и околокомпьютерных кругов, а может быть, даже хакеров-фрилансеров, так что, как заявляют официальные лица, даже если атака будет исходить от китайского провайдера, никак нельзя будет доказать, что за ней на самом деле стояло правительство.
Национально-освободительная армия Китая не делает секрета из подобной аутсорсинговой деятельности. В 2002 году в НОАК были сформированы военные подразделения с участием операторов и аналитиков, привлечённых из коммерции и науки, - об этом сообщил представитель частной оборонной фирмы Northrop Grumman в докладе, подготовленном для американо-китайской обзорной комиссии по экономике и безопасности, - органа, существующего при конгрессе.
Годом позже Китайской академией военных наук был опубликован доклад о проекте, запущенном в тестовом режиме в Гуанчжоуском военном округе и предусматривающем создание информационного ополчения на основе местных телекоммуникационных компаний как источника талантов, средств и технологий. Впоследствии руководством академии был отдан приказ сделать формирование подобных "отрядов" приоритетным направлением административной деятельности.
"Информационная война - это не просто теология", - считает китаист из разведывательной компании VeriSign iDefense Мин Чжоу. - "Они могут инкорпорировать её в сферу государственных интересов".
Отдельные американские специалисты по политике в виртуальной реальности, например - старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Джеймс Льюис (James A. Lewis), признают, что проблему невозможно решить, не прибегая к помощи международного сообщества. В то же время, как заявил Льюис, "меня не расстраивает, что китайцы шпионят за нами, - мы ведь тоже шпионим за ними. Единственное, что меня расстроит, - это если мы не сможем шпионить лучше, чем они".