Мы являемся свидетелями очень активного периода в международной политике. Учитывая позицию президента США Барака Обама, пытающегося решать международные проблемы через сотрудничество с другими акторами, вопросы внешней политики вышли на первое место на повестке дня.
Также утверждается, что госсекретарь США Хиллари Клинтон оставляет позади старые доктрины и ярлыки, исповедуя новое мышление, которое подразумевает «партнерство, взаимодействие и общие интересы». Более того, наблюдатели с интересом следят за возможными последствиями этого активного периода для некоторых определенных игроков.
Госсекретарь Клинтон посетила в прошлом месяце Москву и встретилась со своим коллегой, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а также с президентом Дмитрием Медведевым. Заявления Клинтон, сделанные после встречи, создали впечатление, что «Россия изменит свою внешнюю политику по отношению к Ирану». Запад не стал колебаться, заявив, что Россия меняет свою стратегию в отношении Ирана, и что, поступая подобным образом, Россия придет к общей точке зрения с Соединенными Штатами.
Решение президента Обамы отказаться от планов по размещению системы ПРО в Польше и Чехии получило широкое освещение как первый конкретный шаг в с нетерпением ожидаемой «перезагрузке» отношений. Другими словами, ожидалось, что решение Обамы по поводу ПРО будет способствовать углублению сотрудничества между Россией и США по многим вопросам, включая Иран.
Как бы то ни было, заявление Медведева, сделанное в Нью-Йорке, о том, что «санкции редко бывают продуктивными, но иногда они неизбежны», также дает людям повод думать, что Россия поменяет свою давнюю политику отказа поддерживать санкции против Ирана.
Госсекретарь Клинтон и министр иностранных дел Лавров имели возможность обсудить прогресс, достигнутый при подготовке нового договора СНВ, сотрудничество в области нераспространения ядерного оружия и борьбу с терроризмом. Так как из всех этих вопросов самым важным для американцев был Иран, нет сомнений, что во время встречи акцент был сделан именно на эту тему.
Учитывая, что обе стороны готовы сокращать свои стратегические вооружения и бороться с терроризмом, неудивительно видеть Иран на повестке дня. Однако, жизненно важно правильным образом поддерживать атмосферу доброй воли. Другими словами, заявления Медведева требуют специальной оценки.
Существуют несколько причин для проведения подобной оценки. Во-первых, никто не должен забывать, что Россия играет ключевую роль в ядерной деятельности Ирана через строительство Бушерской АЭС и поставок туда ядерного топлива. Соответственно, Россия уже является частью ядерных действий Ирана. Более того, Россия – единственный партнер Ирана в этой сфере. Так что, если Россия решит не портить свое особое положение в Иране, это будет неудивительно.
Во-вторых, Россия поддерживает хорошие отношения как с Ираном, так и с международными акторами, с подозрением и беспокойством относящимися к ядерным планам этой страны. Так что, хотя позиция России еще не достигла уровня «посредника», такой потенциал у нее есть. С этой точки зрения, Россия вряд ли станет рисковать своим особым положением, проводя враждебную политику по отношению к Ирану. Если внимательно обдумать эти два фактора, можно достичь лучшего понимания будущих действий России по отношению к Ирану.
Важное решение Обамы по поводу ПРО, а также торжественные изъявления доброй воли, заставили многих ожидать перемен во внешней политике, которые привели бы к переходу от риторики к действиям и дальнейшим шагам сотрудничества со стороны, как России, так и Соединенных Штатов. Однако Медведев ясно указал, что использование дипломатии в отношениях с Ираном остается приоритетом.
Таким образом, ожидания перемен в российской внешней политики означают игнорирование стратегической роли России в ядерных действиях Ирана. С другой стороны, можно ожидать, что Россия будет воздерживаться от проведения враждебной политики по отношению к Ирану. До тех пор пока Россия продолжает играть особую роль в ядерной отрасли Ирана, неуместно ожидать радикальных перемен в ее внешней политике по отношению к этой стране.
Напоследок, перезагрузка «исторически подозрительных» отношений между Россией и Соединенными Штатами, скорее всего, займет некоторое время. Скорее всего, предстоит долгосрочный процесс создания атмосферы доверия. Так как укрепление доверия требует времени, развитие российско-американского сотрудничества также потребует времени, особенно по таким вопросам как Иран, в отношении которого взгляды Белого дома и Кремля не совпадают.