Спецпредставитель администрации Обамы в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук (Richard Holbrooke) вскоре отправится в Россию, а Совет национальной безопасности разрабатывает в данный момент "чрезвычайные меры", касающиеся проблем вокруг нового американо-российского соглашения о транзите грузов и вооружений через российскую территорию в Афганистан в рамках обеспечения действующих там войск США.
С тех пор как вызывающий весьма неоднозначную реакцию Холбрук взялся за афгано-пакистанскую миссию, круг его задач существенно расширился, не говоря уже об увеличении штата его сотрудников с 15 до 30 с лишним человек. Существуют разные мнения относительно того, будет ли Холбрук вести с русскими разговор о проблемах в реализации соглашения о транзите. В Москву направляется также межведомственная техническая группа, которая займется тем же вопросом, что подтверждают два представителя администрации.
Пресс-секретарь государственного департамента США Иэн Келли (Ian Kelly) заявил Cable, что Холбрук едет в Россию "на встречу со своим коллегой, а также для обсуждения вопросов сотрудничества США и России по Афганистану". Однако уточнять детали Келли отказался.
"Он для России не подходит", - заявил один из представителей администрации, который был удивлен, услышав, что Холбрук собирается в Москву. Некоторые источники отмечают, что Холбрук известен своей агрессивной манерой поведения и не имел дел с трудными русскими, в связи с чем решение о его визите в Россию кажется крайне неожиданным. "Наверное, это самый неподходящий кандидат для решения таких вопросов", - сказал другой представитель, имеющий опыт ведения переговоров с Москвой.
Госдепартамент не указал конкретную дату поездки, однако визит ожидается в ближайшее время. Высокопоставленный сотрудник госдепартамента рассказал о миссии Холбрука в завуалированных выражениях, отметив лишь, что будут обсуждаться "политические вопросы на высоком уровне".
Размышления и предположения по поводу международной репутации Холбрука в регионе стали для дипломатического сообщества чем-то вроде салонной игры. Несмотря на свои задачи в рамках миссии АфПак, Холбрук в последний раз был в Афганистане еще до августовских президентских выборов, которые вызвали массу споров и разногласий. Его весьма редкие появления там породили слухи о том, что Холбруку в Афганистане не рады, поскольку он якобы поссорился с афганским президентом Хамидом Карзаем. Индийцы тоже ясно дали понять, что они не заинтересованы в том, чтобы Холбрук включал их в сферу своего политического влияния. Сам же Холбрук утверждает, что усердно трудится в Вашингтоне над анализом стратегии администрации по Афганистану.
Тем не менее, появляется все больше признаков того, что круг полномочий Холбрука расширяется. Делегация из состава его команды находится в настоящее время в Пекине, где проводит с китайскими руководителями переговоры по Пакистану и Афганистану, о чем во вторник сообщил представитель госдепартамента Филип Кроули (Philip Crowley).
Тем временем, многочисленные источники сообщают Cable, что с выполнением американо-российского соглашения по транзиту вооружений через территорию России в Афганистан возникли проблемы. Это соглашение, заключенное во время июльского визита в Москву президента Обамы, стало конкретным примером успеха администрации в ее попытках "перезагрузить" отношения с Россией.
"Мы пытаемся наладить более конструктивные взаимоотношения с Россией, - сказал Келли, - два самых ярких примера нашего взаимодействия - это соглашение о транзите вооружений и сотрудничество в подготовке специалистов по борьбе с наркотиками".
Однако сейчас русские пытаются выдвинуть новые условия по транзиту грузов, заявляют эти источники. Например, Россия хочет точно знать, какой груз находится в каждой партии, прежде чем дать разрешение на его провоз. Американские военные такое требование выполнять не намерены.
По словам этих источников, правительство США получает разные сигналы от разных представителей российских властей, что еще больше запутывает ситуацию. Так, некоторые руководители из правительства требуют, чтобы американцы платили пошлину за груз, перевозимый транзитом по России в Афганистан, что стало полной неожиданностью для американской стороны.