Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карьера Сафина была переменчивой и противоречивой, но никогда не была скучной

© ReutersМарат Сафин
Марат Сафин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Марата Сафина называли по-всякому – сумасшедшим, игроком с нереализованным потенциалом, будущим экспонатом для Зала славы, но скучным его не называл никто.

Марата Сафина называли по-всякому – сумасшедшим, игроком с нереализованным потенциалом, будущим экспонатом для Зала славы, но скучным его не называл никто.


Живой и харизматичный русский теннисист завершил свою красочную карьеру в среду на турнире Paris Masters, уступив во втором круге Хуану Мартину дель Потро (Juan Martin del Potro)— мощному и быстрому игроку, который, точно также как сам Сафин девять лет назад, начал свою карьеру в двадцать лет с победы на Открытом чемпионате США.
Сафин, занимающий 65-ю строку в мировом рейтинге теннисистов, проиграл дель Потро, носящему титул пятой ракетки мира, со счетом 6-4, 5-7, 6-4.


«Это потеря для тенниса, как игрок он улавливал – не знаю, насколько намерено – зрелищную ценность игры», - заметил обозреватель Tennis Channel Джастин Гимельстоб (Justin Gimelstob).
Двадцатидевятилетний спортсмен успел побывать первой ракеткой мира, завоевал 15 титулов, помог России получить пару Кубков Дэвиса и дважды побеждал на турнирах «Большого шлема» - в 2000 году на U.S. Open и 2005 году на Australian Open. Он и его младшая сестра Динара Сафина – единственные брат и сестра в истории тенниса, ставшие первыми ракетками мира в одиночном разряде.


Тем не менее, этого высоченного (193 см) московита будут помнить в первую очередь за оригинальное поведение и выходки, которыми он сопровождал свою плавную и мощную игру. Кстати, хотя многие считают, что при таком росте должна страдать подвижность, Сафин всегда двигался точно и грациозно.
Сафин, уроженец Москвы, стремительно ворвался на сцену в 2000 году, завоевав семь титулов— почти половину завоеванных им на протяжении карьеры — и разгромил Пита Сампраса (Pete Sampras) одном за другим сетах в финале U.S Open.

 

Сафин называл свою победу в Нью-Йорке «матчем своей жизни», хотя она не произвела на него того впечатления, которое могла бы произвести.
«Я так до конца и не осознал, что тогда произошло», - заметил он недавно.
Многие ожидали, что он будет продолжать в том же духе, однако Сафин, четыре раза выходивший на турнирах «Большого шлема» в полуфинал никогда больше не становился первой ракеткой. В последующие годы он был «темной лошадкой» в не меньшей степени, чем любимцем публики.
«В ранней молодости, казалось, что он всего добивается шутя, однако ему самому было не так просто, как считали окружающие», - полагает Гимельстоб.


Больше удовлетворения ему принес триумф в Мельбурне в 2005 году. К этому моменту он дважды терпел поражение в финале Australian Open, и к нему уже приклеилась репутация сверхталантливого неудачника. Однако на этот раз в полуфинале он, реализовав матчбол, одержал верх в захватывающем пятисетовом противостоянии над Роджером Федерером (Roger Federer), а в финале обыграл фаворита – австралийца Лейтона Хьюитта (Lleyton Hewitt).
«На этот раз я получил больше удовлетворения,- заявил Сафин в этом году на U.S. Open. – Для меня было важно победить во второй раз».


Проигрывал он или выигрывал – заурядным Сафин не выглядел никогда. На корте он казнился из-за ошибок, вне корта вел себя как легкомысленный плейбой.
На матчах в ложе непредсказуемого русского часто сидела компания блондинок. Однажды на French Open после особенно блестящего удара он от радости спустил с себя шорты. По его собственным словам, за свою карьеру он сломал более 700 ракеток.


Когда во второй половине карьеры травмы и истощения заставляли его отвлекаться от тенниса, чтобы восстановить дух и тело Сафин занимался рыбной ловлей или лазал по горам в Гималаях.
Хотя в последний раз он побеждал на турнире почти пять лет назад – в Мельбурне, Сафин еще несколько раз после этого демонстрировал блестящую игру - в частности в 2008 году он дошел до полуфинала Уимблдона.


Поклонникам его юмор и экспрессия казались привлекательными до неотразимости. С другой стороны, многие считали его расточительным, бестактным и самовлюбленным. Впрочем, и те и другие не могли оторвать от него глаз как зеваки от автокатастрофы.
На вопросы из серии «а что если», Сафин отвечает, по-видимому, не без удовольствия. По словам его соотечественницы Светланы Кузнецовой, русские привыкли спокойно воспринимать разрыв между талантом и успехом.


«Однажды я спросила Марата об этом, и его ответ мне понравился, хотя может быть, он не годится для печати, - заявила Кузнецова, действующая чемпионка Roland Garros, нескольким журналистам на U.S. Open. – Он сказал: «Если бы у бабушки были яйца, она была бы дедушкой». Это такое русское выражение, мы так отвечаем на «если». Что было бы если? Но ведь «если» не случилось».
На этой неделе Сафин со своей обычной откровенностью раскритиковал Андре Агасси (Andre Agassi) за историю с приемом наркотиков и ложью властям, которую американский теннисист рассказал в своей автобиографии под заглавием Open.


«Он чувствует себя виноватым? Пусть откажется от титулов, денег, кубков», - заявил Сафин о восьмикратном победителе турниров «Большого шлема».
В среду Сафин добавил: «Я не буду писать книгу, ни в коем случае. Все мои воспоминания, все секреты останутся при мне».