Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сделка с Россией по поводу поставок в Афганистан еще не утверждена

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВоенно-транспортный самолет ВВС США С-130 "Геркулес"
Военно-транспортный самолет ВВС США С-130  Геркулес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встретившись с президентом России Дмитрием Медведевым в апреле, президент Обама попытался открыть новый важный коридор поставок в Афганистан, договорившись о разрешении переброски американских войск и вооружений через российское воздушное пространство. Побывав в Москве в июле, он заключил договор, позволяющий делать до 4500 полетов в год, и назвал это “значительным вкладом” в войну и признаком улучшающихся отношений с Россией.

Встретившись с президентом России Дмитрием Медведевым в апреле, президент Обама попытался открыть новый важный коридор поставок в Афганистан, договорившись о разрешении переброски американских войск и вооружений через российское воздушное пространство. Побывав в Москве в июле, он заключил договор, позволяющий делать до 4500 полетов в год, и назвал это “значительным вкладом” в войну и признаком улучшающихся отношений с Россией.


Спустя семь месяцев после того, как эта идея была впервые озвучена, и четыре месяца после подписания соглашения, сколько американских самолетов на самом деле пролетели над Россией?


Один. И это было показательный перелет, не более того.


Неспособность превратить слова в реальность из-за многочисленных бюрократических проволочек, включая требования российского агентства об оплате навигационных услуг, от которой Кремль обещал освободить США, подчеркивает проблемы, стоящие перед г-ном Обамой, в то время как он пытается изменить отношения между Вашингтоном и Москвой. Несмотря на все возвышенные заявления, которые делаются на различных саммитах и встречах, реальные изменения происходят с трудом.


Необходимость выйти из этого тупика вскоре станет особенно срочной, если г-н Обама решит послать десятки тысяч новых солдат в Афганистан. В течение восьми лет американская армия пытается найти и поддерживать в рабочем состоянии надежные маршруты поставок в Афганистан, но г-н Обама может единоразово послать в страну больше солдат, чем в любой другой момент войны, подвергнув систему дополнительному стрессу.


Из-за сложностей с поставками в Афганистан через Пакистан, новый российский воздушный коридор “будет довольно важным”, сказал Рональд Ньюманн (Ronald E. Neumann), бывший посол в Афганистане и президент Американской академии дипломатии. “Это не отвечает на вопрос о том, насколько мы сможем полагаться на эту российскую стыковку, и это может серьезно повлиять на наши планы”.


Энтон Кордсман (Anthony H. Cordesman), военный эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, выполнявший функции советника при генерале Стэнли Маккристале, сказал, что Соединенным Штатам “нужно как можно больше вариантов” переброски войск и оборудования.


“Невозможно предсказать, насколько надежным окажется любой маршрут в ходе войны, которая практически наверяка продолжится еще три или четыре года, - сказал он. - Невозможно гарантировать стабильность в Пакистане, и практически любая крупная база может оказаться мишенью бомбежек Талибана. США могут прожить и без российского варианта, но будет гораздо лучше с ним”.


Эта неясность совпала со сложным моментом в российско-американских отношениях, в то время когда г-н Обама пытается получить от Кремля больше поддержки в давлении на Иран, и Соединенные Штаты и Россия торопятся достичь нового соглашения по стратегическим вооружениям прежде, чем срок действующего договора истечет 5 декабря.


Проблемы с открытием воздушного коридора являются результатом различных технических вопросов, которые американские чиновники стараются разрешить. Среди этих вопросов и спор о том, кто будет платить. Согласно договору, подписанному Обамой и Медведевым в июле, русские согласились отменить плату за воздушную навигацию, счет за которую обычно выставляют за право проезда и услуги авиадиспетчерской службы.


Американские чиновники говорят, что новый маршрут позволит сэкономить 133 миллионов долларов в год на топливе, эксплуатационных и других расходах. Но российское агентство, собирающее плату за аэронавигацию, до сих пор отказывается освобождать американцев от ее уплаты.


Администрация Обамы посылает в Москву техническую команду, в задачи которой будет входить выработка списка стандартов, применимых к военным рейсам, а представители обоих правительств стараются преуменьшить проблему.


“Мы прорабатываем процедурные задержки на российской стороне и надеемся начать регулярные полеты в ближайшем времени”, - сказал пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррел (Geoff Morrell).


Представитель г-на Медведева Алексей Павлов заявил, что Кремль намеревается выполнить соглашение. “Нам не терпится разрешить эту проблему в ближайшем будущем”, - сказал он.


Но подобные, на первый взгляд, незначительные осложнения и раньше портили российско-американские соглашения. В 1998 году президент Билл Клинтон и президент Борис Ельцин согласились открыть совместный центр раннего предупреждения в Москве, где российские и американские специалисты могли бы работать рука об руку, обнаруживая запуски ракет, чтобы избежать недопонимания, способного привести к случайной войне.


Их преемники возобновили соглашение, но строительство центра было задержано на 11 лет из-за споров по таким вопросам, как ответственность за строительство. Прошлым летом г-н Обама и г-н Медведев пообещали попробовать еще раз, но последней задержкой стали проблемы с допуском американских инспекторов для проверки еще не открытого объекта.


План переброски американских сил в военную зону через Россию чреват сложной историей и взаимными подозрениями. Годами эта идея даже не обсуждалась. Затем, в 2008 году, Россия согласилась открыть наземный коридор, но только для несмертельных поставок.


Соглашение, позволяющее американским войскам и оружию пролетать над территорией России, являвшейся врагом времен холодной войны, рассматривалось как символический и логистический прорыв, и чиновники администрации утверждали, что его можно назвать триумфом, даже если ни один самолет не пролетит по этому маршруту. Тем не менее, так же как некоторые люди в Москве обеспокоены американскими силами в российском воздушном пространстве, так и некоторые американские чиновники с недоверием относятся к русским, которые легко могут закрыть коридор в случае возобновления политического напряжения.


Последнее транзитное соглашение формально вступило в силу 4 сентября. Неделей позже Пентагон послал в Москву общее описание грузов и личного состава, которые должны посылаться в рамках соглашения, а также список стандартных пунктов назначения для пролетающих самолетов. Русские приняли запрос, и две стороны согласились на проведение пробного перелета 8 октября, незадолго до визита госсекретаря Хиллари Клинтон в Москву.


Но спор по поводу транзитных сборов еще не разрешен, и он осложняется тем, что пока не известно, будут ли США использовать американские военные самолеты или арендовать гражданские. Более того, американцы по-прежнему работают над схожими соглашениями с Польшей и Казахстаном, чтобы эти рейсы могли пролетать и над территорией этих стран.


Чиновники администрации говорят, что уверены в том, что все вопросы будут решены, и что они уже запросили разрешение на второй пробный перелет, чтобы попытаться продвинуть программу вперед. Они говорят, что не ожидают, что г-н Обама и г-н Медведев будут обсуждать этот вопрос во время своей встречи в Сингапуре, в кулуарах саммит АТЭС, но надеются, что эта проблема будет разрешена на более низком уровне.