Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турне Обамы продолжается, но нарастает и беспокойство вокруг него

© ReutersОбама и лидеры АСЕАН
Обама и лидеры АСЕАН
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В связи с поездкой Обамы возникают серьезные опасения, что его первый визит в Азию в качестве президента принесет больше разочарований, чем реальных результатов в решении вопросов торговли, прав человека, национальной безопасности и защиты окружающей среды.

Вечером в воскресенье президент Барак Обама (Barack Obama) прибыл в Шанхай, чтобы добиться от Китая решения по ряду вопросов – от борьбы с глобальным потеплением до реструктуризации экономики. В связи с поездкой Обамы возникают серьезные опасения, что его первый визит в Азию в качестве президента принесет больше разочарований, чем реальных результатов в решении вопросов торговли, прав человека, национальной безопасности и защиты окружающей среды.

Суета в Сингапуре, которой были отмечены минувшие выходные, конечно, поставила больше вопросов, чем решила, а вопросов по обе стороны Тихого океана накопилось громадное множество. В воскресенье главы стран Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества отказались от попыток прийти к обязывающему соглашению по перемене климата к декабрьской встрече в Копенгагене, а вместо этого, как они сами выразились, установили рамки для будущих переговоров.

Обама стал первым президентом, который встретился с полным составом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включая представителей мьянманской хунты. Как сообщили представители Белого дома, президент лично потребовал от властей страны освобождения политических заключенных, в том числе лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи. Однако добиться хотя бы упоминания проблемы политзаключенных в совместном коммюнике АСЕАН Обаме не удалось.

Судя по всему, США и Россия уже не успеют договориться о сокращении ядерных вооружений к пятому декабря, когда истекает действующий договор о сокращении стратегических вооружений. Обама встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым и провел с ним консультации за закрытыми дверями, но специалист по России из Совета национальной безопасности Майкл Макфол (Michael McFaul) считает, что основные вопросы решены не были, а стороны в настоящее время готовят «сближающее соглашение», которое станет дополнением к ранее принятым правилам ратификации договоров о вооружениях.

Что касается торговли, то минувшие выходные президент США посвятил взаимодействию с Trans Pacific Partnership - молодым региональным альянсом свободной торговли. Однако то, действительно ли президент сместил акценты в сторону расширения торговых связей, по-настоящему выяснится в четверг, когда Обама приедет в Южную Корею на переговоры по застопорившемуся соглашению о свободной торговле с этой страной.

Что касается Ирана, то здесь Обама и Медведев в очередной раз предупредили власти Исламской республики о том, что «время на исходе». Иран пока не согласился на предложение России о предоставлении материалов для ядерных исследований в обмен на закрытие атомного реактора, который, по мнению западных стран, может быть использован для обогащения урана с целью создания ядерного оружия.

Сейчас, находясь в средней точке своего азиатского турне, Обама столкнулся с проблемой конечности таких ресурсов, как готовность сотрудничать и личное обаяние.

Международная кампания по борьбе с глобальным потеплением перенесла серьезный удар, когда главы стран на форуме АТЭС признали, что обязывающее международное соглашение к моменту начала конвенции ООН в Копенгагене через три недели заключено так и не будет. Премьер-министр Дании Ларс Локке Расмуссен (Lars Lokke Rasmussen) в субботу вечером вылетел в Сингапур, где собирается озвучить новую идею, сокращенную по сравнению со старой, чтобы принудить лидеров стран мира не прекращать переговоров.

«Даже если нам не удастся закончить юридически обязывающий к действию документ до последней запятой, все же полагаю, что политически обязывающее к действию соглашение с упором на компенсационные мероприятия и на финансовый аспект станет надежным основанием для непосредственного перехода к действиям в ближайшие годы», - заявил Расмуссен, обращаясь к лидерам стран АТЭС на встрече, срочно организованной в воскресенье президентом Мексики Фелипе Кальдерином (Felipe Calderуn) и австралийским премьером Кевином Раддом (Kevin Rudd).

Избрание на пост президента Обамы, твердо верящего в возможность введения строгих ограничений на выброс парниковых газов, вселило в приверженцев охраны окружающей среды надежды на то, что на копенгагенской конвенции будет заключен жесткий и обязывающий к действию договор, который станет продолжением киотоских соглашений 1997 года. Когда на выборах в Японии с большим отрывом победила Демократическая партия во главе с Юкио Хатоямой, к власти пришло новое правительство, обещавшее снизить выбросы на гораздо большую величину, чем их предшественники. Наконец, в сентябре президент Китая Ху Цзиньтао предложил ввести, как он выразился, «цели углеродоемкости», то есть количество углерода, выбрасываемое в атмосферу на каждую единицу экономической продуктивности. Выбросы в таких странах с быстрорастущей экономикой, как Китай, будут расти, но не так быстро.

Противостояние инициативам Обамы в области борьбы с глобальным потеплением в конгрессе, а также непрекращающееся сопротивление, которое развивающиеся страны оказывают попыткам ввести ограничения на объем выбросов, затормозили приход к консенсусу в преддверии копенгагенского саммита.

Расмуссен в общих чертах рассказал о поставленных задачах к копенгагенскому саммиту. По его словам, главы стран должны представить тексты на пяти-восьми страницах «в точных выражениях», в соответствии с которыми развитые страны должны обязаться сократить выбросы, из-за которых, как считается, и повышается температура на планете; в текстах должны рассматриваться такие аспекты, как условия адаптации к более высоким температурам, финансирование адаптационных процессов и борьба с изменением климата в бедных странах, равно как и техническое развитие и распространение технологий. Также должны предусматриваться обязательства по оперативному предоставлению финансовой помощи для решения срочных проблем.

«Мы совершенно не пытаемся никому выдавать индульгенции», - заявил Расмуссен, обращаясь к собравшимся лидерам. – «Мы пытаемся создать такие условия, в которых внести свой вклад может каждый».

Собравшиеся, однако, не сказали, когда будет созван саммит для окончательной ратификации договора.

«Есть два варианта, учитывая все имеющиеся факторы. Первый: сделать политическую декларацию в том духе, что мы старались прийти к соглашению, мы к нему не пришли, но будем стараться дальше. Второй: попробовать договориться на тех условиях, которые изложил датский премьер», - сказал Майкл Фроман (Michael Froman), заместитель советника по национальной безопасности Белого дома по международно-экономическим вопросам.

В своей воскресной речи Обама поделился своим видением нового экономического миропорядка с лидерами стран Азии, которые должны поучаствовать в установлении этого порядка. По его словам, США будут стремиться к снижению потребления, повышению накоплений и реструктуризации экономики с переориентированием ее на торговлю и экспорт. В то же время он призвал азиатские страны опираться в экономическом отношении не на расточительное поведение США, а на внутреннее потребление.

Представители Белого дома сообщают, что похожие слова будут озвучены в Шанхае и Пекине, но неясно, насколько интенсивно президент США может воздействовать на Пекин, чтобы тот позволил китайскому юаню вырасти в цене. На саммите АТЭС лидеры «до последнего момента» пытались обеспечить стабилизацию валютных рынков - об этом сообщил высокопоставленный советник главы одной из стран АТЭС. Однако возникшие разногласия между американской и китайской делегациями привели к тому, что в окончательной резолюции АТЭС никаких обязательств по проблеме валют сделано не было.

Повышение стоимости юаня повысило бы покупательную способность китайских потребителей, но также сделало бы вывозимые Китаем товары менее привлекательными для американских потребителей. Но Вашингтон не может позволить Китаю прийти в раздражение, так как благодаря Китаю держится на плаву весь бюджет США, дефицит которого в октябре достиг рекордной высоты в 176,4 миллиарда долларов.

Азиатское турне Обамы выявило ограниченность его стратегии привлечения помощи. Президент США встретился с главами стран АСЕАН и объявил, что попытки маргинализировать правительство Мьянмы провалились. Представители правозащитных групп надеялись, что по итогам встречи выйдет коммюнике с призывом освободить Су Чжи, находящуюся под домашним арестом. Вместо этого была дана загадочная отсылка к коммюнике, вышедшему по итогам прошлой встречи министров иностранных дел стран АСЕАН, в котором эти призывы содержались. В воскресном коммюнике, впрочем, говорилось, что выборы 2010 года в Мьянме должны быть «свободными, справедливыми, всеобщими и прозрачными».

Провал попыток подчеркнуть дело Су Чжи стала «очередным ударом», перенесенным диссидентами, стремящимися оказывать больше давления на мьянманскую хунту, - об этом сообщил Аун Со, представитель «Форума за демократию в Бирме», - организации, действующей в Таиланде. – «Мы повторяем вновь и вновь, что США не должны посылать режиму смешанные сигналы».

Как сообщил один представитель Белого дома, президент и не ожидал, что лидеры Мьянмы согласятся с упоминанием имени лидера оппозиции и лауреата Нобелевской премии, но на том, чтобы упомянули политических заключенных в целом, настаивал.

Официальные лица США много сделали для того, чтобы от встречи не ждали столь многого; это было частью новой инициативы администрации Обамы, предпринятой с целью укрепления связей с Юго-Восточной Азией и интенсификации взаимодействия с правительством Мьянмы. США применяют в отношении этой страны тяжелые санкции, но, по мнению ряда аналитиков, санкции эти не приносят эффекта, так как Мьянма расширяет торговлю с Китаем и прочими азиатскими странами. Теперь в США склонны считать, что можно оказывать большее влияние на лидеров страны, если общаться с ними более регулярно.

Армия Мьянмы контролирует происходящее в стране еще с 1962 года и обвиняется в массовом нарушении прав человека. Экономика страны остается одной из наименее развитых в Азии. В последний год однако, раздаются голоса об укреплении связей с Северной Кореей, и о стране заговорили больше. В следующем году с целью улучшения репутации на международной арене режим планирует провести выборы - впервые с 1990 года. Но как США, так и остальные страны утверждают, что до тех пор, пока Су Чжи и ее сторонники, победившие на последних выборах, не получат разрешения участвовать в этих, назвать выборы справедливыми будет нельзя.

В написании этой статьи принял участие Костас Парис