Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ СНГ и Балтии (16.11)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лукашенко – человек, склонный выражаться афористично и делать громкие заявления. Он, видимо, решил показать, что не является пешкой в вопросе признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, что он не позволит Москве играть им.

СМИ Украины

По мнению экспертов «Экономических известий»,Украине удастся своевременно рассчитываться с Россией за газ до завершения президентских выборов. Однако что будет, начиная с февраля, как и в 2010 г. в целом, не берется предсказать никто. Ясно одно — следующий год в плане газовых расчетов с Россией окажется намного сложнее нынешнего. У отечественных властей и политических сил не остается иного выхода, как консолидировать усилия с целью расчетов с Россией за газ до завершения президентских выборов, считают эксперты, опрошенные «і». Речь, прежде всего, идет о достижении согласованных действий в треугольнике кабмин — президент Украины — НБУ для привлечения бюджетных ресурсов на оплату импортного газа. «Сегодня консенсуса между правительством, президентом и Нацбанком нет. Однако сценарий, когда НАК «Нефтегаз Украины» не сможет к седьмому числу рассчитаться с Россией за газ, не устраивает ни одну из противостоящих сторон, поскольку будет означать фиаско для всех. Стороны будут обречены договориться, а вот с использованием каких инструментов — это уже другой вопрос»,— считает руководитель энергетических программ Центра «НОМОС» Михаил Гончар. Такими инструментами, по мнению эксперта, могут послужить как золотовалютные резервы НБУ, так и кредитование НАК через государственные банки. В то же время господин Гончар предвидит сложности с расчетами за газ, которые могут наступить в феврале 2010 г. после завершения президентских выборов. «В феврале могут негативно сказаться на ситуации сложности временного безвластия, когда будет формироваться новое правительство»,— сказал эксперт. По его мнению, положительными факторами, которые способны сгладить проблематику расчетов за российский газ в отопительный период, могут послужить увеличение товарной выручки «Нефтегаза Украины» от продажи газа, а также отсутствие необходимости отвлекать ресурсы на закачку голубого топлива в хранилища. Не предвидит также катастрофы в расчетах с Россией в ближайшие месяцы  уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. «По нынешним оценкам можно предположить, что расчеты в ноябре-декабре будут происходить по тем схемам, которые использовались в предыдущие месяцы, в том числе с использованием валютных резервов в октябре»,— сказал господин Соколовский «і».

По мнению ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, Украине до президентских выборов будет нереально обеспечить расчеты с Россией за газ без привлечения золотовалютных резервов НБУ. В то же время опрошенные источники солидарны во мнении, что после президентских выборов в следующем году процесс расчетов за газ с Россией еще более усложнится, если Украина не приступит к проведению системных структурных реформ в газовой отрасли. «Следующий год будет чрезвычайно напряженным. Считайте, что кризиса мы еще не видели — он начнется в 2010 г. В целом без серьезных структурно-организационных изменений в газовой отрасли Украина не сможет в дальнейшем выполнять обязательства по оплате газа. Кто бы ни победил на президентских выборах, реформы в газовой сфере станут его первой задачей»,— считает, в частности, господин Омельченко.

Чтобы понять, в каком финансовом состоянии сегодня находится «Нефтегаз Украины», достаточно привести лишь несколько цифр. В частности, за 10 месяцев этого года НАК закупил у России 19 млрд. куб. м российского газа за $4,6 млрд. В то же время, по данным Минтопэнерго, только за девять месяцев газовый госмонополист реализовал всего украинским потребителям 24,8 млрд. куб. м газа на сумму 30,6 млрд. грн. при уровне его оплаты 87,9%.

То есть стоимость закупаемого импортного газа примерно сопоставима с товарной выручкой НАК от реализации на украинском рынке газа в целом, включая собственную добычу. К сказанному остается добавить миллиардные налоговые выплаты «Нефтегаза», его многомиллиардные долги, а также ожидаемое повышение цены российского газа в первом квартале 2010 г. с нынешних $209 до $280-290 за тыс. куб. м.
Российский премьер-министр Владимир Путин методично обзванивает европейских лидеров, рассказывая им о возможных проблемах с поставками газа через Украину, отмечает обозреватель издания «Контракты». Путин позвонил премьеру председательствующей в ЕС Швеции Фредрику Рейнфельдту, потом федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель.
По сути, Владимир Владимирович пересказывает европейцам свой же телефонный разговор с украинской коллегой. Юлия Тимошенко якобы пожаловалась ему на действия президента Виктора Ющенко, который тормозит возможности оплаты за газ. Сама же премьер-министр Украины пока не подтвердила подробности разговора, изложенные Путиным на встрече с руководителями партии «Единая Россия».
На первый взгляд может показаться, что РФ готовится к новому газовому конфликту с Украиной. Но наблюдатели не раз указывали, что новые проблемы с газоснабжением Европы могут стать убийственными для Газпрома. страивать в этой ситуации очередное шоу с задвижками — настоящая глупость. И Путин не может этого не понимать. Так что, скорее всего, речь идет не о газовой войне нового года, а о попытке исправить впечатление от года предыдущего.

Известно, что газовый конфликт затевался Газпромом с целью навязать Украине российскую схему поставок энергоносителей и продемонстрировать Европе ненадежность украинского пути снабжения, что должно было по идее газпромовских стратегов увеличить интерес европейцев к двум амбициозным и дорогостоящим подводным проектам трубопроводов, лоббируемых российской монополией. План провалился. Из-за реверса украинских газопроводов замерзала не Украина, а Европа. И утверждать, что Брюссель посчитал виноватым в происшедшем только Киев, было бы преувеличением. Экономический кризис поставил под сомнение возможность — да и необходимость — строительства новых маршрутов, по крайней мере, в обозримом будущем. Россия, конечно же, может продолжать лоббировать эти проекты, но с инвестициями будет не так просто. Потому-то сейчас главной задачей Москвы стало отстаивание репутации Газпрома и доказательство, что Россия не виновна в произошедшем.

Но доказывать, что виновна Украина — это вновь возвращаться к старому скандалу и напоминать о ситуации, возникшей прошлой зимой. К тому же если Москве не поверили тогда, то почему же должны это сделать сейчас? Поэтому Путин нашел новый выход: виновата не Украина в целом, а ее президент. Именно он препятствует оплате российского газа сейчас, и, наверное, именно его действия привели в прошлом году к обострению российско-украинских энергетических отношений. А если вспомнить, что Виктор Ющенко последовательно выступал с критикой соглашений, подписанных в российской столице премьерами Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко — и именно сейчас вновь потребовал от правительства их пересмотра на 2010 год, — то можно рассказать шведскому премьеру и немецкому канцлеру, что именно Ющенко не хочет стабильности в российско-украинских договоренностях. И таким образом постоянно угрожает стабильности поставок в Европу — конечно же, нарочно, чтобы опорочить перед старым континентом Россию, Владимира Путина, а заодно и Юлию Тимошенко.
Попытка возложить всю ответственность за комплекс проблем, возникших в энергетических отношениях России и Украины и России и Европы на одного человека — интересный прием, позволяющий вспомнить о предыдущей профессии Владимира Путина. Неясно только одно: чем Россия будет объяснять сложности энергетических отношений с Украиной, если Виктор Ющенко перестанет быть президентом страны? Или Владимир Путин действительно считает, что с уходом Ющенко все проблемы решатся сами собой? А если не решатся — то воспримут ли с пониманием в Европе жалобы российского премьера на следующего украинского президента?

СМИ Белоруссии

Автор газеты "Телеграф", рассуждая о проблеме российско-украинских и белорусско-украинских отношений, отмечает, что  накануне очередных президентских выборов в Украине, официальные отношения между Москвой и Киевом окончательно зашли в тупик, и из обычной дипломатии превратились в настоящую «холодную войну» двух соседних славянских народов. А потому благополучно завершившийся двухдневный визит 5-6 ноября А.Лукашенко в Украину даже на фоне эпидемии «свиного» гриппа выглядит событием достаточно экстраординарным. С точки зрения России, конечно. Например, президент так называемого «Ливадийского клуба» Игорь Шатров высказался по этому поводу не очень дипломатично, назвав этот визит президента Беларуси - «жесткой антироссийской провокацией Батьки»... Не менее ревностно отнеслись к едва наметившемуся сближению Беларуси с Украиной и основные московские СМИ, включая TV, стараясь визит президента Беларуси в Киев или вовсе проигнорировать, или придать ему явную «антироссийскую» окраску. На что А.Лукашенко поспешил сразу же отреагировать: «Если кому-то не очень понравится, что мы с вами встречаемся, то это его проблемы», - Интересно, а почему белорусско-украинские отношения вообще должны кого-то напрягать? В конце концов, Беларусь, как и любое другое государство, может иметь собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами Москвы, или кого бы то ни было. Что же касается непосредственно Украины, то я почти готов согласиться с мнением политолога российского Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары. В одном из интернет-обсуждений визита Лукашенко в Украину он написал: «...Пройдет совсем немного времени, и, вместе с трансформацией политических режимов, изменится и взаимовосприятие в украинско-белорусских отношениях: элита Беларуси будет считать своим главным союзником не Польшу, не Литву и не Россию, а именно Украину... Перспектива России в этой связи - получить в среднесрочном будущем на западном и юго-западном направлениях то ли внутренне консолидированного, но дружественного украинско-белорусского соседа, то ли очередной «санитарный кордон». Альтернатива - дружественный консолидированный сосед, либо «санитарный кордон» - зависит прежде всего от политики российского руководства...» Кто знает, возможно, в этом прогнозе есть свой резон. Хотя уже и теперь Украина постепенно становится одним из самых главных торговых партнеров Беларуси.

Конечно, о настоящей политической и экономической консолидации Беларуси и Украины говорить пока еще слишком рано, но завершившийся визит Лукашенко безусловно является шагом в этом направлении. По мнению некоторых аналитиков, если белорусские и украинские политики сумеют грамотно разыграть энергетическую карту, они смогут не только ослабить давление Москвы на свои страны, но и полностью переформатировать «Восточное партнерство». Само собой разумеется, что все это пока - лишь красивые планы. Совсем не исключено, что белорусско-украинскую «консолидацию» в итоге постигнет судьба «союзного государства» Беларуси и России. Так что по большому счету в наших отношениях с Украиной пока ничего не ясно. В конечном итоге все будет зависеть от того, кто персонально в этой стране победит на будущих президентских выборах. Пока белорусский президент сыграл с украинцами партию с условным названием: «враг моего врага - мой друг». При этом прекрасно понимая, что в большой политике настоящих друзей не может быть в принципе. Но в политике ради какой-то определенной цели, как написал когда-то К.Маркс, «можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не он тебя». Что ж, поживем - увидим... До сих пор провести А.Лукашенко не удавалось еще никому.

Газета "Народная воля" приводит мнения политологов, которые по-разному интерпретировали слова А.Лукашенко о том, что Беларусь больше не может игнорировать проблемы Приднестровья, Крыма и Нагорного Карабаха. «Главным посредником в решении Карабахской проблемы является Россия, - считает независимый эксперт Сергей Маркедонов. Но надо учитывать, что Лукашенко – человек, склонный выражаться афористично и делать громкие заявления. В данном случае он, видимо, решил показать, что не является пешкой в вопросе признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, что он не позволит Москве играть им. Это повышение геополитической капитализации». Иной позиции придерживается вице-президент Центра политических технологий (ЦПТ) Сергей Михеев: «Лукашенко давно раздражен Россией и ее внешней политикой. В белорусском правителе борются два разных чувства. С одной стороны, Лукашенко понимает, что ему лично необходим стратегический союз с Москвой. С другой – ему категорически не нравится нынешнее руководство России, с которым он не может найти общий язык. Эти два разнонаправленных вектора Лукашенко никак не удается примирить внутри себя. Он не может ни порвать с Россией, ни наладить с ней нормальный диалог.  Что же касается непосредственно Карабахской проблемы, то предложение Лукашенко иначе как бестолковым назвать нельзя».

СМИ Латвии

Газета Neatkarigas Rita Avize подробно останавливается на Послании президента России Д.Медведева Федеральному собранию. Отмечается, что Медведев призвал провести существенные реформы в экономике. Он заявил, что советская система экономики больше не работает, и способности выживания России зависят от быстрой модернизации, которая будет опираться на демократические институты.
По словам Медведева, экономику, основу которой до сих пор составляла нефтегазовая промышленность, надо реформировать, вложив средства в высокие технологии. Неэффективные принадлежащие государству гиганты нужно преобразовать. «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей», - подчеркнул президент.

В прошлогоднем послании Медведев удивил мир, заявив о возможности размещения  ракет в Калининграде в ответ на планы США по развертыванию противоракетного щита в Польше. На этот раз он главный акцент сделал на том, что Россию надо модернизировать и сделать ее более открытой. Медведев обещал прагматичную внешнюю политику, цель которой улучшение стандартов жизни россиян.
Хотя большая часть российского общества поддерживает применение смертной казни за особо тяжкие преступления, руководство страны считает, что возобновление смертной казни невозможно, потому что это противоречит принципам гуманизма и международным обязательствам России, пишет комментатор газеты "Диена". На минувшей неделе Конституционный суд РФ начал рассмотрение вопроса о соответствии смертной казни Конституции. Решение суда ожидается в течение месяца. 1 января будущего года заканчивается срок моратория на смертную казнь, который был введен более 10 лет назад. По условиям моратория, смертный приговор преступнику может вынести только суд присяжных.

Россия подписала 6-й протокол Европейской конвенции о правах человека, который требует отказа от смертной казни, но не ратифицировала его. Окончание срока моратория означает, что России придется сделать выбор: восстановить смертную казнь, или отменить ее. В Уголовном кодексе РФ есть пять статей, предусматривающих применение смертной казни за особо тяжкие преступления, например, за убийства или геноцид.

Опросы общественного мнения показывают, что около 60% россиян поддерживают смертную казнь. Противоположного мнения придерживаются правозащитники. «Смертный приговор противоречит принципам гуманизма, к тому же в российской системе следствия и судопроизводства существует слишком большой риск ошибки», - подчеркивает Лев Пономарев. Он напомнил, что в свое время за совершенные маньяком Андреем Чикатило убийства к смерти был приговорен невинный человек, которого заставили признаться.
Член Совета Федерации Елена Виноградова отмечает, что в странах, где смертная казнь отменена, сократилось количество тяжких преступлений. По мнению Виноградовой, пожизненное заключение в российской тюрьме более суровое наказание, чем смертная казнь. В свою очередь, одна из лидеров правящей партии «Единая Россия» Любовь Слиска считает: «Без смертной казни нельзя победить преступность в таком большом государстве, как Россия».

Представители президента России Дмитрия Медведева подчеркивают, что отмена смертной казни это одна из целей реформы судебной системы. «Мы со времен Петра I являемся частью Европы, поэтому нам надо идти по европейскому пути. Смертная казнь применяется в Азии, а не в Европе», - сказал представитель правительства Михаил Барщевский.

СМИ Киргизии

Депутат киргизского парламента Ибрагим Жунусов поднял вопрос о затянувшемся процессе установления памятника в центре Москвы киргизскому эпическому герою Манасу. Как известно, еще 4 года назад мэр Москвы Юрий Лужков выступил с этой инициативой и даже вышло решение правительства российской столицы о выделении земельного участка. Силами киргизской стороны изготовлен и сам памятник. Он даже доставлен в Москву и ожидает установки. Вся проблема, оказывается в том, что киргизское правительство до настоящего времени испытывает затруднения в выделении денег на изготовление постамента и на монтажные работы. Ибрагим Жунусов назвал происходящее позором для Киргизии и напомнил коллегам-депутатам, что в рамках упомянутой инициативы мэрии Москвы, там уже установлены памятники выдающимся героям Узбекистана, Азербайджана и других стран СНГ, сообщает газета «Кыргыз Туусу».   

Киргизскому правительству следовало бы брать пример с России, где социальной поддержке пожилых людей уделяется большое внимание, пишет газета «Агым». Коммунальные услуги там пенсионеры оплачивают сегодня из расчета 50% от действующих тарифов. Более того, за лекарства и лечение российские старики платят в 2-3 раза меньше, чем другие граждане. Пенсионерам там положено один раз в год проходить лечение в санатории или отдыхать в домах отдыха за счет государства. Только за нынешний год размеры пенсий в России увеличились в среднем на 31,4%. По словам премьер-министра Владимира Путина, средний размер пенсии в России приблизился к 8000 рублей, а в следующем году к этой сумме добавится еще 1100 рублей. По сравнению с приведенными цифрами, уровень заботы о киргизских пенсионерах выглядит жалким. Средний размер пенсий у нас сегодня 2200 сомов ($51) при прожиточном минимуме 3528 сомов ($79). Те мизерные надбавки в 100-200 сомов ($2-$4) за которые  так расхваливают себя чиновники, не могут существенно улучшить жизнь людей даже на старости лет».