Президент отправился в свою первую официальную поездку по Азии. К сожалению, похоже, что его повестка дня посвящена укреплению статуса-кво -- “усилению” привычных связей с привычными союзники и налаживая “долговечное” американское присутствие. Что еще хуже, администрация настаивает на поддержании и даже расширении связей в области безопасности, доставшихся нам со времен холодной войны.
После Второй мировой войны Соединенные Штаты обеспечили себе господствующее положение в Восточной Азии. Вашингтон победил Японию и создал сеть альянсов, чтобы предотвратить возрождение японской империи и сдержать советское, а позже и китайское, расширение. Холодная война с Китаем, которая продолжалась без признания три десятилетия, и с Северной Кореей, которая так и остается без признания вот уже 60 лет, была и в самом деле очень холодной.
Но тот мир практически исчез. Япония восстановилась и стала второй по размеру экономикой в мире. Советский Союз исчез. Маоистский Китай существует лишь в форме повсеместных портретов покойного лидера. Вьетнам присоединился к глобальной экономике. Южная Корея обогнала обветшалую КНДР. Другие страны, от Австралии до Индии, способны играть стабилизирующую роль в регионе.
Недавнее морское столкновение между Южной и Северной Корее демонстрирует, что потенциал для конфликт все еще остается. Однако, без связей с глобальным соперником вроде Советского Союза, подобная региональная нестабильность мало, чем угрожает Соединенным Штатам. На самом деле, Пхеньян не представляет большую угрозу даже Южной Корее. Как еще объяснить тот факт, что годами Сеул не увеличивает свою армию, одновременно субсидирую своего предполагаемого антагониста?
Тем не менее, союзнические структуры Вашингтона времен холодной войны остаются практически неизменными. Соединенные Штаты поддерживают односторонние соглашения о “взаимной” обороне с Японией и Южной Кореей. Американские чиновники регулярно сопротивляются требованиям этих и других стран сократить численность войск и закрыть военные базы. Тот факт, что Америка должна оставаться господствующей военной силой и гарантом регионального мира, видится как нечто само собой разумеющимся. В Вашингтоне видимая решимость Китая создать армию, способную остановить американскую интервенцию у границ страны, считается угрозой американской безопасности.
Похоже, что основой американской внешней политики является вера в то, что как было, так и должно быть всегда.
Администрация Обамы должна следовать другим курсом, должна создать трансформационную повестку дня, делающую ударение на экономической интеграции, одновременно поощряя вывод войск. У Америки по-прежнему есть важная экономическая роль, но Вашингтон должен все больше передавать оборонные обязанности странам региона.
Самыми важными отношениями двадцать первого века будут отношения между существующей супердержавой и потенциальной супердержавой. Вашингтон должен укрепить экономические и торговые связи с Китаем. Это требует поддержания открытого рынка, одновремено прорабатывая спорные вопросы, такие как стоимость юаня. Соединенным Штатам также следует разобраться со своей собственной безответственной бюджетной политикой, которая может отбить у китайцев охоту приобретать ценные бумаги правительства США и инвестировать в частные американские компании.
Более того, Вашингтон должен построить сотруднические отношения по таким сложным региональным вопросам как Северная Корея. Для Китая стабильный Корейский полуостров значит очень много; Пекин также может выиграть очень многое, встав во главе дипломатического процесса, направленного на решение региональных проблем. Президент должен надавить на Пекин, чтобы Китай более активно поддерживал новую американскую политику взаимодействия с Северной Корей. В этом случае Пекин должен быть готов принять действенные меры, если Пхеньян откажется от мирного решения. Успешное обезвреживание северокорейской геополитической бомбы даст региону ту самую “стратегическую уверенность”, о которой так много говорит администрация.
Соединенные Штаты должны откровенно говорить о важности прав человека, одновременно осознавая ограниченные возможности Вашингтона в том, что касается влияния на поведение Китая. Улучшенные двусторонние отношения с большей вероятностью заставят Пекин уважать свободу своих граждан, чем изоляция.
Япония, где у власти находится новое, непроверенное правительство, наверняка станет еще одним сложным испытанием для президента. Он должен обращаться с Японией как с полноправным партнером. С экономической точки зрения это означает предложение подписать соглашение о свободной торговле. С точки зрения обороны, это означает переход к по-настоящему взаимным связям в области безопасности.
Вместо того, чтобы просто исправить свое спорное Соглашение о статусе войск, Вашингтон должен вывести свои гарнизоны с японской земли, вернув ответственность за оборону Японии Токио. Японский народ должен решать, какая внешняя политика и военные силы наилучшим образом послужат его интересом, но люди должны также понимать, что Соединенные Штаты более не будут прикрывать собой любые возникнувшие дыры в обороне.
Вашингтон также должен поощрять усиление сотрудничества между Японией и ее соседями. Некоторые страны Восточной Азии продолжают выражать тревогу при мысли о том, что Токио возьмет на себя большую ответственность за безопасность, но Вторая мировая война закончилась более шестидесяти лет назад. Японцы не получили двойную дозу первородной греха, и американцам следует прекратить играть роль геополитической няньки для стран, которые уже давно имеют возможность утверждать свои собственные интересы. Вашингтон должен взаимодействовать с Северной Кореей по поводу ее ядерной программы – и действительно, двусторонние переговоры запланированы на конец этого года. В то же время, Соединенные Штаты должны проинформировать Север, что полная международная интеграция требует также участия Южной Кореи, Китая, Японии и России. Президент должен воспользоваться этой поездкой, чтобы положить старт организованным усилиям по координации южнокорейской, японской и американской стратегии по отношению к Пхеньяну. Однако, Вашингтон должен позволить Южной Корее встать во главе кампании против распространения ядерного оружия. Юг, чей ВВП примерно в 40 раз больше, а население – в два раза больше, чем у Севера, способен удержать Северную Корею от авантюр. Кроме того, мирный Корейский полуостров для Сеула важнее, чем для других. По мере того, как США отходят от своей господствующей военной роли, Южная Корея и ее соседи должны сделать шаг вперед.
В то же время, Вашингтону следует стремиться к более тесной экономической интеграции. Отправной точкой этой стратегии должно стать объявление, подходящим образом сделанное на форуме АТЭС, об усилиях по ратификации Соглашения о статусе войск с Южной Кореей и кампании по дальнейшей либерализации торговли в регионе, где уже действуют 168 Соглашений о статусе войск, лишь два из которых включают в себя Соединенные Штаты (с Австралией и Сингапуром).
Президенту Обаме нужно поддерживать перемены в отношении и предлагать конкретные стратегии. Новое правительство Японии, похоже, особенно заинтересовано в продвижении регионального порядка, называемого Восточноазиатское сообщество и независимого от США. Вашингтон должен принять, а не сопротивляться подобному подходу, что станет настоящим «отходом» от сегодняшней политики, по-прежнему уходящей корнями в несуществующую холодную войну.
Америка будет в наибольшей безопасности, если дружественные государства Восточной Азии будут работать вместе, противодействуя источникам нестабильности, содействуя защите прав человека и поощряя мирное разрешение споров. Подобное сотрудничество, поддержанное готовностью направить на оборону реальные ресурсы, как отражено, например, в оборонном законодательстве Австралии, представленном в начале этого года, также могло бы помочь направить подъем Китая в мирном направлении.
Соединенные Штаты должны продолжать взаимодействие в Восточной Азии. Культурные и экономические связи между Америкой и регионом долгосрочны и взаимовыгодны. Но Вашингтону больше нет нужды поддерживать региональную военную гегемонию. И учитывая экономический кризис, Соединенные Штаты и так теряют финансовые возможности поддерживать это положение. Понадобится время, чтобы трансформировать военную роль Америки, но президент Обама должен начать двигать регион в новую эпоху меньшей зависимости от Вашингтона.