Южная Корея и Китай осваиваются в Латинской Америке под самым носом у США, в то время как Латинская Америка подыскивает в Азии новых партнёров, охочих до её сырьевых ресурсов.
Южнокорейско-латиноамериканские связи получили новый толчок на состоявшемся в среду Форуме АТЭС, на котором присутствовали представители Бразилии и Мексики, двух сильнейших в хозяйственном отношении стран региона.
На двухдневную встречу в Сеуле также прислали своих высокопоставленных представителей Перу, Уругвай, Парагвай, Коста Рика, Чили, Сальвадор, Доминиканская Республика и Гватемала.
Выставленная южнокорейцами приманка оказалась столь привлекательной, что им даже удалось добиться сближения между Колумбией и её идеологическими противниками Эквадором и Никарагуа.
В отношении Латинской Америки Южная Корея преследует прагматичную и действенную политикую в отличии от конкурентов, - ЕС, Ирана, США, - стремящихся к укреплению своих позиций в регионе, Южная Корея не руководствуется в своей деятельности идеологическими соображениями.
Стремительно растут объёмы взаимной торговли, скакнувшие в денежном выражении с суммы в 13,3 миллиарда долларов США в 2003 году до 47 миллиардов в 2008 году.
Ослабление ограничений
Учитывая экспортную ориентацию народного хозяйства Республики Корея, её руководство (Президент Ли Мюн Бак) заключает соглашения о свободной торговле (ССТ) с богатыми природными ресурсами странами Латинской Америки.
Чили и страна-организатор Форума подписали ССТ ещё в 2004 году. По указанию Президента Ли Мюн Бака готовятся к заключению аналогичные соглашения с Перу, Колумбией, Мексикой и МЕРКОСУР (латиноамериканским общим рынком).
Примером традиционных отношений между Латинской Америкой и Южной Кореей служит продажа природных ресурсов и прав на их разработку, осуществляемая Эквадором в обмен на техническую помощь и инвестиции.
Эквадорский министр по вопросам невозобновляемых природных ресурсов Херманико Пинто (Germanico Pinto) поведал корреспонденту газеты The Korea Herald следующее: «Мы являемся свидетелями перемен в отношении того, как люди и в Латинской Америке, и в Корее смотрят на окружающий мир. Соединённые Штаты уже не единственный центр, к которому прикованы их взоры».
США ещё не повержены
Латинская Америка хотела бы дистанцироваться от США по экономическим и политическим причинам. У неё появляются новые рынки сбыта для её товаров – нефти, железной руды и сои.
Однако дело диверсификации продвигается с трудом. В 2008 году 42 процента латиноамериканского экспорта по-прежнему отправлялось в США, и только 5,6 процента - в Китай.
Торговля между США и Латинской Америкой продолжает расти, несмотря ни на что. У янки имеются ССТ с Мексикой, Доминиканской Республикой, Чили и Перу. В стадии разработки находятся аналогичные соглашения с Панамой и Колумбией.
Как и следовало ожидать, в 2008 на соседа и союзника Мексики приходилось 73% объёма её внешней торговли. Неожиданность заключается в том, что экспортёр нефти Венесуэла сбывает 42 процента добытого ею "чёрного золота" «империи», как враг капитализма президент Уго Чавес называет США.
Перемены в характере отношений
Двадцать лет назад столь значительные пропорции экспорта в США были свойственны всем странам континента. Однако объёмы торговли с северным соседом понемногу сокращаются.
Взять, к примеру, Аргентину, занимающую третье место в Латинской Америке по размеру экономики. В прошлом году объём её торговли с США составил 7 процентов, а с Китаем – 11 процентов.
Впрочем, лучше всего наблюдать уменьшение экономического веса США на примере Бразилии, располагающей самой большой по объёму экономикой на континенте. В апреле Китай вытеснил США с первого места в списке её важнейших торговых партнёров, которое те занимали в течение 80 лет.
С 2001 года объём торговли между Бразилией и КНР увеличился приблизительно в двенадцать раз. Министр торговли Бразилии Велбер Барраль охарактеризовал узурпацию места США как «исторический момент».
Восход Востока
КНР извлекает выгоды из собственных естественных политических связей с «Боливарианским альянсом для народов нашей Америки» (АЛБА), который представляет собой объединение девяти ориентированных на социализм латиноамериканских стран, учреждённое Кубой и Венесуэлой в 2004.
Одновременно Китай развивает экономические связи с политическими соперниками стран АЛБА – латиноамериканскими членами Зоны свободной торговли Америк (Мексикой, Колумбией и Перу), созданной под эгидой США.
Самый сердечный приём ожидал вице-президента КНР Си Цзиньпина, который в феврале этого года нанёс серию визитов в девять стран континента. В отличие от прочих кредиторов, опасающихся в нынешней ситуации рисковать своими деньгами, Китай щедрой рукой продолжает предоставлять займы. Этим он укрепляет своё влияние в настоящем и обеспечивает себе доступ к латиноамериканскому сырью в будущем.
КНР взяла на себя значительные обязательства, став членом Межамериканского банка развития; разработало долгосрочные планы сотрудничества с континентом и правительство Южной Кореи.
В обозримом будущем экономическое главенство США на латиноамериканском континенте останется незыблемым. Тем не менее, Южная Корея и Китай, несмотря на географическую удалённость, будут и впредь проводить свою движимую торговлей политику в Латинской Америке, которая обещает всё возрастающие дивиденды в будущем.
(Статистические данные почерпнуты из CIA World Fact Book)