Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из России с презрением

© коллаж ИноСМИиран флаг ядерное оружие уран
иран флаг ядерное оружие уран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нельзя даже представить себе, какое равнодушие и безразличие начинают проявлять вашингтонские руководители к самым серьезным проблемам, если проблемы эти связаны с людьми или государствами, с которыми, по их мнению, Соединенные Штаты должны дружить и взаимодействовать.

Нельзя даже представить себе, какое равнодушие и безразличие начинают проявлять вашингтонские руководители к самым серьезным проблемам, если проблемы эти связаны с людьми или государствами, с которыми, по их мнению, Соединенные Штаты должны дружить и взаимодействовать. Задумайтесь над реакцией Капитолия и исполнительной власти на вести о том, что Россия продолжает оказывать помощь Ирану в его программе создания ядерного оружия. Вместо того, чтобы начать дебаты по поводу замыслов Москвы, большинство официальных лиц в той или иной форме все отрицает и опровергает. Это ошибка. На самом деле, последние свидетельства говорят о том, что Россия пытается надуть и нас, и Иран.

В этом месяце произошла утечка информации из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В ставших достоянием гласности документах говорится, что Тегеран работает над конструкцией ядерного боезаряда, который гораздо меньше, легче и современнее тех, в создании которых подозревали Иран. Эта модель серьезно отличается от сложной схемы ядерного оружия первого поколения, которой Китай поделился с Пакистаном, а пакистанский ученый-ядерщик А. К. Хан, в свою очередь, передал Ливии. В этом образце используется всего два кумулятивных взрывных заряда (вместо 32, использовавшихся в конструкции ядерного оружия первого поколения) для обжатия и подрыва относительно небольшого ядерного боезаряда, имеющего форму мяча. Для такого боезаряда в качестве ядерного оружейного материала используется плутоний либо высокообогащенный уран. Этот боезаряд с "двухточечной детонацией", изготовление которого освоили только самые передовые с точки зрения военных ядерных технологий государства, достаточно маленький и легкий, что позволяет новейшим ракетным системам Ирана нанести ядерные удары по юго-восточным странам-членам НАТО. А когда Ирану удастся увеличить дальность пуска ракет (этого следует ожидать раньше 2015 года), Тегеран сможет держать под прицелом большую часть Европы.

Откуда Иран получил такие технологии? Репортер газеты Guardian, которая опубликовала эту историю, указывает на Россию. Как отмечает газета, МАГАТЭ требует от Ирана, чтобы он предоставил ему свидетельства визита в эту страну несколько лет назад одного российского эксперта по ядерному оружию имплозивного типа. Однако МАГАТЭ в этом плане беспокоит не только история. В конце сентября израильские и британские газеты написали о том, что премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) слетал в Москву и лично передал российскому премьер-министру Владимиру Путину строго засекреченный список российских ученых, которые, по мнению израильтян, все еще помогают Ирану в создании ядерного оружия.

Учитывая настоятельную политическую потребность не дать Ирану стать обладателем ядерного оружия, можно было подумать, что эти сообщения заставят большинство руководителей встать на дыбы. Но отвечая на вопросы по этому поводу, большая часть американских высокопоставленных чиновников ведет себя как-то очень сдержанно и скрытно. В документах МАГАТЭ, отмечают они, освещаются события только до 2004 года включительно. Они не видели израильский список. И даже если эта информация соответствует действительности, говорят эти руководители, российское правительство вряд ли было к этому причастно.

Но когда чиновники слышат веский аргумент о том, что Россия должна была знать о передвижениях и поездках своих собственных специалистов по ядерному оружию (говорят, именно на это указал Путину Нетаньяху), некоторые из них начинают проявлять больше откровенности. Конечно, они озабочены, признаются эти руководители, но у них связаны руки, поскольку Америка должна сотрудничать с Россией.

Возможно, но в какой степени?

В марте 2008 года администрация Буша представила в Конгресс свою оценку деятельности России в области распространения ядерного оружия. Это было сделано в рамках представления президента Буша по вопросу предложенного соглашения о сотрудничестве США и России в гражданской ядерной сфере. В несекретной версии документа удостоверяется, что Россия ни в чем не замешана. Но годом позже независимые эксперты отметили, что русские помогают Ирану строить реактор на тяжелой воде в Араке, который можно использовать для производства оружейного плутония.

Кроме того, в секретной части оценки Буша было, очевидно, нечто такое в отношении Ирана, что не очень понравилось ключевым фигурам на Капитолийском холме. Проанализировав имеющиеся сведения, члены комитета нижней палаты по энергетике и торговле, а также его подкомитета по контролю и расследованиям потребовали от Главного контрольного управления проанализировать этот доклад и доложить, достаточно ли основательна и достоверна оценка администрации. Открытые выводы управления (а оно представило и секретный отчет) вряд ли могли кого-то успокоить. В них отмечалось, что оценка администрации, проводившаяся во взаимодействии с органами разведки, была "поспешной" и "неполной".

И наконец, существует российско-иранская связь в области ракетных разработок. Те ядерные боеголовки, которые проектирует Иран, предназначены для доставки ракетными средствами. А ракеты, между тем, создавались при содействии России. Откуда мы это знаем? Об этом заявил директор Национальной разведки США в письме в Конгресс в марте 2007 года. Но есть и более свежее официальное подтверждение.

В соответствии с американским законодательством, президент Соединенных Штатов Америки обязан подтвердить, что Россия не помогает Ирану разрабатывать ракеты большой дальности. Лишь после этого он может просить у Конгресса деньги на оплату услуг Москвы в рамках проекта Международной космической станции. В прошлом году Буш почувствовал какой-то дискомфорт и не стал давать подтверждение. Он попросил у Конгресса сделать исключение из правил сроком на пять лет. Похоже, такое разрешение будет получено не скоро: спустя месяц после ухода Буша в отставку Иран провел испытания "мирной" космической ракеты-носителя. Ее первая ступень была почти идентична российской военной системе СС-4. Несмотря на ту помощь, которую Иран мог получить от остальных (включая Северную Корею), имеются основания для беспокойства о том, что русские до сих пор помогают Тегерану.

Для чего это нужно Москве? По мнению наших дипломатов, Россия для иранских ракетно-ядерных программ - это то же самое, чем является  Китай для Северной Кореи - незаменимым игроком, за которым должен ухаживать Вашингтон. Не может ли случиться так, что Москва в такой позиции видит определенные преимущества? Если мы серьезно настроены на взаимодействие с Россией в целях недопущения появления у Ирана ядерной бомбы, нам следует все тщательно выяснить и публично обсудить данный вопрос. Но чтобы это произошло, нам потребуется подчинить данной цели свое стремление к заключению с Москвой соглашений о развитии сотрудничества и о сокращении ядерных вооружений. Однако для многих вашингтонских руководителей такая мысль по-прежнему недопустима.

Генри Сокольски - исполнительный директор вашингтонского Образовательного центра по политике нераспространения (Nonproliferation Policy Education Center). Он является  членом комитета Конгресса по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и терроризма.