В истории между Россией и Европой всегда существовала непрерывная борьба, в основном из-за вопроса о том, кто управляет Европой: европейцы или Россия. В современную эпоху европейцы по лейтмотиву этого вопроса могут руководствоваться словами «отца ЕС» Жана Монне: «объединение Европы не есть конечная цель, а лишь один шаг по направлению к организованному миру в будущем». Это означает, что ЕС - это модель, управляемая сверхнацией. А Россия стремится к «безопасности всей Европы».
Последний подписанный «Лиссабонский договор» позволяет Европе иметь по крайней мере номинально совершенную субстанцию «стран большой Европы». После 1 декабря противостояние Европы и России войдет на новый этап: Лиссабон будет держать фронт против Москвы. Эта новая система «стран большой Европы» неизбежным образом будет оказывать новое давление на Россию, будет пытаться пододвинуть свою «модель управления сверхнацией» поближе к РФ и даже в ее пространство. Как Россия будет продвигать свою идею «коллективной безопасности всей Европы»? Сможет ли в конечном итоге произойти маргинализация России?
Даже если Россия всегда будет находиться в противостоянии с Европой, но здесь есть один очевидный уклон, а именно: Россия хочет слияния с Европой. Вопрос только в том, при каких условиях это произойдет? Ведь РФ не желает сливаться с Европой в качестве слабой, зависимой, не имеющей права голоса и решения страны, что вне всякого сомнения. При условии подписания «Лиссабонского договора» у России будет еще больше проблем. Во-первых, в отношениях этих «стран большой Европы» «президент» и «министр индел» составляют некую обусловленность; во-вторых, страны Центральной и Восточной Европы не имеют полного права для самоуправления, и более зависимы от этого большого единства; в-третьих, в отношениях стран, окружающих эти «страны большой Европы» есть новые факторы противостояния, а также пути разрешения.
Но Россия по-прежнему оспаривает с Европой свои преимущества. Прежде всего, Россия действительно вернулась на путь сильного государства, ее мощная сила уже стала реальным фактом, который Европа не может отрицать. Далее, Россия является абсолютной энергетической державой, ее державная мощь проявляется не только в богатстве нефтяными месторождениями и запасах природного газа, но самое главное то, что используя эти энергетические преимущества, Россия сможет занять ведущее положение на рынке энергоресурсов «стран большой Европы», и даже будет запугивать, когда будет нужно защитить «коллективную безопасность». Кроме того, Россия не откажется от стратегической политики «коллективной безопасности всей Европы», она будет непрестанно прилагать усилия для продвижения этой стратегии.
Сегодня нельзя гарантировать эффективность распространения на Восток системы «стран большой Европы» в рамках лиссабонской модели. Будь то традиционность или реальность, Россия никак не сможет устранить европейскую теорию и реальное поведение, и доказательством этого является распространение в России с каждым днем «евразийской теории».
Прокладка в «странах большой Европы» российского нефтегазопровода, а также контроль и управление им является преимуществом России и уязвимым местом «стран большой Европы». В обозримом будущем «страны большой Европы» не смогут добиться суверенных прав по этому вопросу. И именно поэтому такие страны как Чехия проявляют колебания и опасения по подписанию «Лиссабонского договора», а также кроется в глубоко спрятанном кризисе «стран большой Европы». Президент Клаус сказал, что он не верит во «всемирную модель управления Европы», и глубоко сомневается в больших планах России по «коллективной безопасности всей Европы». Подписанием «Лиссабонского договора» Европа не получит окончательного решения вопроса, кто будет управлять ею. Будущее по-прежнему полно трудных и неразрешимых проблем и исходящей из этого борьбы.