Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Встреча революционеров, или Каким наследием могут гордиться Ющенко и Саакашвили

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент Грузии Михаил Саакашвили и президент Украины Виктор Ющенко
Президент Грузии Михаил Саакашвили и президент Украины Виктор Ющенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казалось, в этом визите грузинского гостя нет ничего необычного. Однако существует несколько обстоятельств, чтобы выделить этот визит среди других визитов глав иностранных государств в Киев.

В четверг президенты Украины и Грузии Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили весьма плодотворно провели день в Киеве. После переговоров в формате «наедине» в Доме Городецкого они возложили цветы к Мемориалу памяти жертв голодомора 1932—1933 годов, вместе открыли новый дом посольства Грузии на Украине, а также участвовали в презентации проекта Свободной индустриальной зоны города Поти.

Казалось, в этом визите грузинского гостя нет ничего необычного. Однако существует несколько обстоятельств, чтобы выделить этот визит среди других визитов глав иностранных государств в Киев. Во-первых, они оба — лидеры революций: соответственно, революции роз в Грузии и оранжевой на Украине. А во-вторых, оба президента считают, что основой безопасности стран и их территориальной целостности является интеграция в евроатлантические структуры. Кроме того, по разным причинам у них существуют проблемы в отношениях с Кремлем. Особой теплоты визиту додавал тот факт, что президенты находятся в кумовских отношениях. У обоих президентов также одинаковое видение прошлогодней августовской войны на Кавказе. Украина поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и не признаёт самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию. Это еще раз подтвердил украинский Президент на вчерашней общей пресс-конференции с главой грузинского государства.

«Для нас чрезвычайно важны и чувствительны отношения с Грузией... Мы знаем, как непросто обеспечивать становление национального суверенитета, реализовать ключевые государственные принципы, начиная с территориальной целостности. Мы неизменно рядом с Грузией в этих и других вопросах», — сказал Ющенко.

Со своей стороны президент Грузии назвал свой визит в Украину прекрасной возможностью обсудить важные для обеих стран вопросы. Он также высоко оценил поддержку Грузии со стороны Украины и, в частности, отметил приезд Виктора Ющенко в Тбилиси во время российско-грузинской войны в августе прошлого года. При этом стоит отметить, что грузинский лидер начал пресс-конференцию на украинском языке. Саакашвили назвал важным событием в контексте перестройки двухсторонних отношений открытие нового здания Посольства Грузии на Украине.

Действительно, между Украиной и Грузией, Ющенко и Саакашвили есть много общего. Большинство граждан обеих стран выступили на защиту демократии, свободы слова и собраний и поддержали этих лидеров. Украинцы и грузины возлагали одинаковые надежды на будущую власть, в частности и лидеров, которых они поддержали. В прошлом году президент Саакашвили сдал один экзамен — его переизбрали на должность президента. Теперь подобный экзамен 17 января следующего года будет сдавать украинский президент. И остается под большим вопросом то, удастся ли ему в Украине повторить успех своего кума. И не менее важный вопрос: дадут ли надлежащую оценку украинцы наследию оранжевой революции — демократическим завоеваниям...

Комментарии

Какие изменения принесли лидеры обеих стран, которые ассоциируются соответственно с революцией роз и оранжевой революцией? Насколько в Грузии и Украине осознается важность демократических ценностей, свободы слова и собраний, которые стали возможны благодаря этим революциям?

Григорий Перепелица, директор Института внешней политики, профессор Киевского национального университета им. Шевченко:

— В позитивном плане главное изменение, принесенное революциями в Грузии и Украине, это сохранение демократии. Вклад этих демократических революций заключался в том, что они укрепили демократические ценности в самом обществе. Правда, действительно не всеми в Украине осознается важность этих завоеваний. Мы это видим. К сожалению, среди населения страны сохраняется разная ментальность, сильно влияющая на голосование и выбор, который делает общество. Вместе с тем, можно сказать, что 54% населения Украины голосует за демократических лидеров или за тех лидеров, которые, по крайней мере, во время избирательной кампании ассоциируют себя с демократическим выбором. Поэтому можно сказать, что общество разделяет эти демократические ценности. Хотя, возможно, это не всегда осознается, поскольку демократия — это свобода, это свежий воздух, и пока им дышишь — этого не ощущаешь, а когда возникает недостаток кислорода, тогда это сильно чувствуется.

Что касается сегодняшнего уровня доверия к лидерам, которые были знаменем этих революций, то вопрос ставится в другой плоскости. Насколько они отвечали тем надеждам и идеалам. И самое главное, насколько они выполнили свои обещания, которые давали на площадях. Здесь, к сожалению, существует большая разница между тем, что было обещано, во что народ верил, и тем, что произошло на самом деле в течение этих лет. Конечно, трагедия этих лидеров заключается в том, что они не оправдали надежд, которые возлагали на них люди во время этих революции.

Украинский народ имеет основания быть разочарованным, но не в демократических ценностях. Потому что все же люди тогда выходили, рискуя своим будущим ради свободы, прав человека, демократии. Я считаю, эти ценности в нашем обществе продолжают жить. Если появится новая политическая сила, которая будет в большей степени отвечать этим идеалам и на этой основе выдвинет новых национальных лидеров, то мы можем увидеть совсем другую картину: не разочарование — а это, я подчеркиваю, скорее разочарование в лидерах и в том числе в нашей элите, олицетворявшей себя с демократическим лагерем, — а большие надежды.

Андро Барнов, председатель правления грузинского Института стратегии и развития, Тбилиси:

— Прежде всего, благодаря революции страна обрела государство. Сегодня можно сказать, что Грузия стала государством, несмотря на все проблемы, которые нам известны. Я думаю, что это очень важно. Поскольку государственные институты начали исполнять свои функции. У нас есть полиция, собираются налоги, строится инфраструктура, появилось экономическое мышление. Многие могут спорить, но фактом есть то, что у правительства есть видение и стремление его реализовать. Все остальные проблемы, которые появились в Грузии, не являются следствием того, что страна стала на пути государственности.

У нас было много внутренних проблем, которые были связаны с тем, что мы затянули революционную волну. В стране было очень много недовольных, которые оказались в стороне от главных политических процессов. Следует также учесть, что реформы были очень болезнены для населения. И все это повлияло на падение популярности правительства.
В ближайшем будущем я не ожидаю каких-то очень плохих осложнений. Я думаю, что все наладится и очень надеюсь, что, в конечном счете, мы выйдем из этого хаоса. Тем не менее, относительно же обретенных демократических ценностей, свободы слова и собраний у нас спора нет.

Что касается отношений между Тбилиси и Киевом, то я думаю, что наши истории поучительны друг для друга. Близкие контакты всегда важны, а тем более — между Украиной и Грузией. Сегодня дело обстоит так: Россия старается связать политику государств с лидерами, которые вроде бы определяют курс страны.

Государство становится на стабильные рельсы тогда, когда его политику не изменяет какой-то конкретный лидер. Близкие отношения и дружба между Грузией и Украиной в интересах наших государств, а не каприз лидеров. Наши отношения отвечают национальным интересам, а не просто дружба двух людей. Поэтому контакты между главами наших государств особенно важны сейчас, когда близки президентские выборы в Украине. Я думаю, что с нашей стороны мы должны послать месседж для украинского народа, что ничего не меняется, — Грузия, как была дружественной для Украины, так и останется всегда, чтобы там ни было.