Политическая ситуация в Эстонии напоминает «национальный болотный заповедник», где передвигаться желательно в компании компетентного гида, знающего устойчивые островки и некоторые безопасные места. Корреспондент «РВ» побеседовал с главным редактором журнала «Балтийский мир» Дмитрием Кондрашовым, способным обеспечить навигацию на эстонском направлении.
— Можно ли ожидать, что прошедшие в Эстонии муниципальные выборы, на которых победила оппозиция, приведут к изменению политической доминанты в стране и на сцену выйдет политическая сила, способная наладить добрососедские отношения с Россией?
— Я не стал бы предаваться оптимизму. Если внимательно посмотреть на итоги выборов, то их главным результатом стали не изменения, а наоборот, консервация этнократической, политической системы страны. Так, например, разделение уездов и городов Эстонии по партийным предпочтениям сохранилось почти без изменений. Наоборот, оппозиционная Центристская партия смогла упрочить положение только в русских регионах, где и раньше пользовалась поддержкой, но потеряла власть в стратегически важном городе Пярну. Центристская партия по сути одержала пиррову победу и теперь ищет варианты, как избавиться от бремени этого триумфа.
— Но ведь Центристская партия благодаря поддержке русского избирателя одержала впечатляющую победу в Таллине и на северо-востоке Эстонии, и именно с ее политическим усилением связывают надежды на налаживание отношений?
— Центристов испугало то, что их победа случилась исключительно за счет русских голосов, и сейчас они ищут пути вновь легитимизироваться в этнократию. Испугало их и то, что на этих выборах рекордный электоральный рост продемонстрировали члены партии — неэстонцы. Снижению влияния этих русских должно послужить запланированное центристами объединение с самой крупной, но потерявшей избирателя партией «Народный союз». Получив в свои ряды «народников» — этнических эстонцев, центристы смогут не учитывать мнение набравших силу русских партийцев. И, естественно, центристы в целом сдвинутся в более антироссийскую, антирусскую сторону.
Это уже произошло в Таллине — получив единоличную власть в эстонской столице, лидер центристов Эдгар Саввисар презрел волю избирателей и пригласил в соправители «спасителя отечества от русских бунтовщиков», лидера социал-демократов Юри Пихля. Того самого Пихля, который, будучи министром внутренних дел, лично руководил полицией, зверски избивавшей на улицах Таллина русских детей, выражавших протест по поводу демонтажа мемориального комплекса на Тынисмяги (многочисленные кадры садистского избиения полицейскими несовершеннолетних сохранились в Интернете).
Если в России Пихль менее известен, чем премьер Ансип, то для русских Эстонии он даже в большей степени разделяет ответственность за «бронзовую трагедию». Более того, именно на Пихле как на руководителе силовых операций лежит косвенная ответственность за смерть гражданина России Дмитрия Ганина и сокрытие правды о его убийстве. Приглашение центристами Юри Пихля в вице-мэры Таллина может быть расценено однозначно — только как предательство Эдгаром Сависааром русскоязычного электората, благодаря голосам которого центристы победили на выборах. Неоправданный с точки зрения здравого смысла альянс с социал-демократами позволит эстонским центристам не только избежать отдачи долгов русскому избирателю, но и отречься от тех авансов, которые перед выборами раздавали центристы в Москве.
— То, что вы рассказываете про лидера эстонских социал-демократов, несколько удивляет, ведь именно это политическое движение в Европе декларирует уважение к правам человека, правам национальных меньшинств, стремление к социальной справедливости и интернацинализму...
— В этнократических системах своя логика. Это, можно сказать, зазеркалье. Происходит искажение и реальности, и идей. Не стоит удивляться, что эстонские социал-демократы разделяют убеждения, в нормальном измерении присущие национал-социалистам. Я хотел бы особо отметить, что Пихль стал лидером социал-демократической партии Эстонии именно в результате апрельских зверств. Другой видный эстонский социал-демократ — президент Эстонии Тоомас-Хендрик Ильвес «отличился» многочисленными шовинистическими высказываниями, призывами к разрушению территориальной целостности России и выражением рабской преданности США. Кстати, в Европе главным мотором раздувания антироссийской истерии, связанной с положением российских финно-угров, являются именно эстонские социал-демократы. Может быть, когда в Эстонии не останется ни одного живого русского, а богатые ресурсами финно-угорские регионы России станут «независимыми» под протекторатом США, эстонские социал-демократы станут разделять декларируемые социал-демократией идеи, но до тех пор они есть и будут радикальной, крайне шовинистической, проамериканской партией. К сожалению, стоит отметить, что и европейское социал-демократическое движение под влиянием эстонских коллег начало дрейф в сторону пещерной русофобии.
— Наверное, подобное зазеркалье возникает не только на политическом, но и на человеческом уровне, и русские в Эстонии также начинают «деформироваться». Например позиция депутата парламента Игоря Грязина шокирует антироссийскостью...
— В российской прессе часто указывают в числе русских членов парламента Эстонии и Игоря Грязина, и Нелли Калликову — чистокровных эстонцев. «Русский» Игорь Грязин по-русски разговаривает гораздо хуже, чем классический эстонец, глава фонда развития Эстонии Райво Варе. Славянские имя и фамилия Грязина не должны смущать. Имя Игорь, так же как и Юрий (впрочем, потерявший букву «й»), достаточно распространено у эстонцев. Очевидно, еще с той эпохи, когда южная чудь была частью Словенского конца Новгородской земли, и имена русских князей Игоря и Ярослава (в крещении Юрия) вошли в эстонский язык вместе с такими словами, как грамота (raаmat), хлеб (leib). Кроме того, в эстонский народ вошли и потомки от смешанных браков старообрядцев, белых эмигрантов, которые оставили детям, уже эстонцам, русские фамилии. В Эстонии никому не придет в голову считать неэстонцем человека потому, что он носит фамилию Грязин или Комаров. Строго говоря, в эстонском обществе вообще не важны имя и фамилия, религия и даже кровь, а важно только то, что там трепетно называют «эстономыслием», и русофобия — неотъемлемая часть этого «мыслия». Игорь Грязин, кстати, выходец из южной чуди – человек, выросший в этой среде эстономыслия, сформировавшийся как часть ее, и никому не важно, что в его родословной, судя по его имени и фамилии, присутствовали славянские, русские истоки.
— И много таких искажений, подводных камней, в которых достаточно тяжело ориентироваться?
— Достаточно много. Поэтому российским политикам нужно быть крайне осторожными в контактах со своими политическими «единомышленниками» из Эстонии, да и из всей Восточной Европы. Иначе случаются просто анекдотические случаи.
Можно вспомнить пресс-релиз «Единой России», в котором в форме, не допускающей разнотолкований, сообщалось, что центрист Эдгар Сависаар и центрист Борис Грызлов во время встречи в Москве договорились о совместных действиях партий в противостоянии пересмотру истории.
Печальный комизм ситуации заключается в том, что бороться с пересмотром истории Борис Грызлов, безусловно, патриот России и антифашист, решил вместе с пресловутым Эдгаром Сависааром, который, в свою очередь, другом своей семьи и порядочным человеком считает некоего венесуэльского миллионера, эстонца Харри Мянила. Данный Мянила, по оценке фонда Визенталя, является самым кровавым нацистским преступником, избежавшим возмездия, и причастен к уничтожению более сотни евреев. Возбужденное в Эстонии против Мянила уголовное дело с 1992 года остается без продвижения.
Примечательно, что посол США в Эстонии отказывалась принимать участие в тех мероприятиях, где эстонские власти чествовали Мянила за благотворительность. Но это американцы. Для Сависаара же Мянила вполне достойный человек, меценат, ведь не эстонцев же он в лагерях уничтожал. Вот с настоящим с точки зрения эстономыслия «преступником» — Арнольдом Мери Сависаар, как приличный эстонец, за один стол так и не сел никогда.
Кстати, вернувшись в Таллин, Сависаар дезавуировал сообщение Грызлова и заявил, что пресс-служба «единороссов» приписала ему чужие слова. И подобный пример, к сожалению, не единичен.
— То, что русские избиратели поддерживают не русские партии, а именно Центристскую партию, это факт. Можем ли мы говорить об их лидере как о политике, выражающем волю русских Эстонии?
— Стоит вспомнить выборы в Государственную Думу РФ, на которых ЛДПР получила большинство голосов избирателей. Означала ли та победа Жириновского, что он стал национальным лидером? То, что ЛДПР стала ведущей политической силой и большинство россиян разделяло ее взгляды? Ни в коем случае... Просто Владимиру Вольфовичу удалось канализировать в свою пользу протестные настроения. Надо признать, мастерски это умеет делать и Эдгар Сависаар. Кроме того, он не раздражает русских публичной русофобией.
Говоря об электоральных предпочтениях русских Эстонии, стоит обратить внимание и на то, что многие из них живут на грани бедности, социально не защищены. Для этих людей обещание муниципального пособия, да просто мешок картошки, бутылка водки или вязанка дров, подаренные избирателю партией в ходе предвыборной кампании, вызывают большее доверие, чем лозунги о защите их прав. Такие методы политической агитации в Эстонии активно используются всеми партиями, но наиболее широко именно центристами. Тому, кто знает, каково выживать русским в европейской Эстонии, тяжело упрекнуть их в том, что они продают свои голоса. Но подобное волеизъявление, порожденное эстонским зазеркальем, не может служить индульгенцией для российских политиков, ратующих за дружбу с эстонскими этнократами.