Перспектива продрожать от холода еще один январь, оставшись без тепла из-за газовых отключений, наполняет души многих жителей Восточной Европы вполне понятным ужасом. Однако между Россией и Украиной уже назревает очередная драка, которая может оставить Европу без жизненно важных для нее поставок российского газа.
Отвечая на этой неделе на вопрос о том, может ли Москва зимой снова прекратить подачу газа на Украину, а следовательно, и на территорию многих стран Европы, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs) заявил, что такая "реальная возможность" существует. 80 процентов поставляемого в Евросоюз российского газа идет транзитом через Украину, поэтому поставки газа в эту страну нельзя остановить без того, чтобы также не прекратить его подачу дальше на запад.
Но не все смотрят на эту перспективу с таким же страхом, как жители Восточной Европы. Есть подозрения, что руководители ряда крупных европейских энергетических компаний втайне будут рады, если Россия прекратит подачу газа. Причина проста: они смогут купить газ на мировом рынке гораздо дешевле, чем покупают его у России.
На самом деле, есть все предпосылки возникновения серьезной и долгосрочной проблемы для российского газового монополиста ОАО "Газпром", который обеспечивает 40 процентов потребностей стран ЕС в газе. Но у этого газового гиганта есть проблемы и более актуальные. С началом экономического спада спрос на газ в Европе резко упал. Как говорят специалисты по энергетике, объемы продаж "Газпрома" крупным европейским покупателям, таким как E.On, BASF, Eni и GDF Suez снизились до минимального уровня, предусмотренного контрактами, что составляет примерно 80 процентов от законтрактованных объемов.
В отличие от прошлой зимы газовые хранилища заполнены под завязку, хотя в ЕС остается несколько стран, не имеющих почти никаких запасов, например, Болгария. Покупатели очень хотели бы закупать у "Газпрома" еще меньше газа, но сделать это они не могут, потому что по условиям контрактов по принципу "бери или плати" при отказе им придется платить штрафы.
Детали контрактов хранятся в секрете, но контрактные цены "Газпрома" имеют привязку к нефтяным ценам с задержкой в несколько месяцев. Эксперты по энергетике считают, что цены эти составляют около 10 долларов за миллион британских тепловых единиц (британская тепловая единица равна 0,252 ккал - прим. перев.). А поскольку цены на нефть в начале года поползли вверх, скоро за ними последуют и цены на российский газ. Между тем, сжиженный природный газ на мировом рынке можно купить по цене примерно 4 доллара за миллион британских тепловых единиц.
Главная причина такой огромной разницы заключается в быстром наращивании объемов добычи в Северной Америке. Добывающие компании разработали новые технологии извлечения из недр газа, который раньше был недоступен. В связи с увеличением добычи так называемого нетрадиционного газа, парижское Международное энергетическое агентство в этом месяце выступило с прогнозом о "существенном избытке предложения газа в предстоящие несколько лет".
"На поставщиков газа в Европу, Азию и Тихоокеанский регион будет оказываться нарастающее давление, чтобы они изменили свои ценовые условия и снизили цены в целях стимулирования спроса", - говорится в международном обзоре МЭА по энергетике World Energy Outlook.
Но если Западная Европа сегодня может закачивать поступающий из других мест газ в свои газопроводные сети, то Восточная Европа сделать это не в состоянии. Такое противоречие, являющееся оскорблением для самой идеи единого европейского рынка, создает "новый железный занавес", отделяющий Восток от Запада, заявил на этой неделе во время выступления в Брюсселе Пьер Ноэль (Pierre Noël) из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).
К западу от этого занавеса газ течет в двух направлениях. К востоку сохраняется наследие прошлого, а это значит, что по трубопроводам газ можно перекачивать только с востока на запад, то есть из России в западном направлении, но не наоборот. Перебои с газом зимой этого года привели к возобновлению усилий по созданию дополнительных емкостей для хранения в Восточной Европе (Польша, например, должна к 2012 году удвоить емкость своих хранилищ). Кроме того, рассматривается возможность перекачки газа в обратном направлении.
Однако здесь есть одно гигантское препятствие, состоящее в том, что некоторые ключевые трубопроводы, по которым российский газ перекачивается на запад, принадлежат "Газпрому". Зачем ему давать согласие на строительство так называемых соединительных трубопроводов, которые позволят подавать газ конкурентов из Западной Европы на восток?
Как долго просуществует такой новый железный занавес? Отчасти это зависит от того, как скоро Евросоюз сможет начать действовать заодно, создавая единый рынок. А в нынешних условиях, как сказал на этой неделе один высокопоставленный советник из ЕС, блок "не подходит к данному вопросу стратегически".
По словам Чарльза Гранта (Charles Grant) из Центра европейских реформ (Centre for European Reform), одна из причин такой ситуации заключается в том, что ведущие национальные энергетические компании, такие как Eni или E.On, убедили правительства своих стран в необходимости сохранения разделения на европейских рынках.
"Газпром" может ускорить продвижение в сторону единого рынка, если он будет и впредь отключать газ платящим за него потребителям. Следовательно, "Газпрому" как коммерческой компании по целому ряду причин меньше всего нужен новый острый газовый спор между Россией и Украиной.
Но "Газпром" это нечто большее, чем коммерческая компания. Это также инструмент российской внешней политики.
На Украине, чья экономика едва ли не больше всех в мире пострадала от мирового экономического кризиса, 17 января должны пройти президентские выборы. Если Украина не сумеет расплатиться за полученный газ, Кремль может поддаться искушению и проучить президента Виктора Ющенко, отключив подачу газа в его страну.
В четверг Владимир Путин встретился с украинским премьер-министром Юлией Тимошенко, чтобы обсудить энергетические взаимоотношения. В среду Тимошенко попыталась устранить сомнения в надежности Украины как транзитной страны, заявив, что за 10 месяцев после подписания газового соглашения с Россией Киев ни разу не задерживал оплату.
Но надо быть настороже, ожидая 7 декабря и 7 января, когда наступят очередные сроки оплаты. Народы Восточной Европы и руководители европейских энергетических ведомств будут ждать наступления этих дат в напряжении - это уж точно.