Озвученное на днях Послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации имеет все шансы стать эпохальным документом. Но это только в том случае, если посланию не грозит риск остаться на уровне всего лишь декларации.
Практическая имплементация новой политической стратегии Дмитрия Медведева гарантирует России возвращение статуса мировой супердержавы, а подавляющему большинству рядовых россиян вожделенного в веках положения самодостаточного и уважаемого всеми гражданина, ведущего образ жизни самого высокого мирового стандарта. В этом заключается истинная цена плана переустройства России, заявленного президентом Дмитрием Медведевым.
Первое впечатление, которое оставляет послание Медведева – это чувство уважения к профессиональной подготовке его разработчиков. В первую очередь это касается уровня фундаментальности понимания проблем сегодняшней России и путей их преодоления. Содержание президентского послания свидетельствует о значительном опережении интеллектуального уровня нынешнего высшего российского политического руководства над общим фоном восприятия проблем страны, доминирующего в российском обществе. В сущности это означает, что в сегодняшней России образовалась достаточно редко встречающаяся в истории ситуация, когда политический фактор соответствует назревшим потребностям радикального реформирования страны.
Уже в самом начале своего послания российский президент фиксирует принципиальной важности тезис, когда говорит о необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. Менее всего Дмитрия Медведева можно заподозрить в историческом нигилизме. Но отдавая должное достижениям советского периода в российской истории, он делает фундаментальный важности вывод о том, что в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить.
Крах СССР российский президент видит не как результат пресловутого заграничного заговора, а как следствие того, что Советский Союз просто не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами. Сам по себе этот вывод уже является более чем очевидным целеполаганием, а именно в каком направлении нужно искать наиболее приемлемую для России модель общественного развития. И вновь Дмитрий Медведев для конкретизации своего видения проблемы обращается к модернизационному опыту прошлого, особо подчеркивая, что предлагаемый им проект будет первый в российской истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Нигде в своем послании российский президент не использует термин либерализм. Но он особо подчеркивает свою приверженность модели развития, в рамках которого россияне со всем основанием могут сказать, что вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, Россия станем обществом умных, свободных и ответственных людей.
Навряд ли Дмитрий Медведев имеет в виду какое-либо идеальное общество. Скорее речь идет о действующей общественной модели, которая демонстрирует наибольшую эффективность. Из всех известных сегодня парадигм человеческого развития наибольший потенциал для подражания генерирует, несмотря на всю раздающуюся в ее адрес критику, западная либеральная модель мироустройства. Наверняка именно ее имеет в виду российский президент, когда ищет горизонт, к которому необходимо стремится, по крайней мере, как к промежуточной цели.
В том, что касается переустройства экономических отношений, либеральный дух послания более чем очевиден. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка. И далее российский президент считает нужным еще более усилить этот тезис. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция.
А чтобы не было сомнений, где именно нужно искать образцы именно таких форм организации производства послание говорит о необходимости рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. И хотя эта ссылка на нормы Евросоюза относится непосредственно к строительной отрасли, общий контекст высказывания не оставляет сомнения в его универсальном понимании.
Исключительную смысловую нагрузку о новой роли личности в нарождающейся системе преобразующегося российского государства несет следующий пассаж президентского послания. Я надеюсь, говорит Дмитрий Медведев, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. И все это, как подчеркивается далее необходимо для того, чтобы российская экономика смогла, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей.
С нашей точки зрения подобный подход к пониманию краеугольной задачи развития российского общества, рассматриваемый через призму реальных потребностей людей, совершенно революционен и навзничь опрокидывает традиционный взгляд российской политики на роль и место государства в общественном развитии. Человек больше не рассматривается как винтик сложного социального механизма, он становится самим смыслом существования и функционирования этого механизма. А это уже кардинальное переосмысление всей сложной цепочки социальных связей именуемых культурой в самом широком смысле этого слова.
Дмитрий Медведев видит задачи модернизации России не только в повышении уровня жизни людей. Важно изменить самого человека, его жизненную ориентацию и ценности. Необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры.
Личный успех и поощрение индивидуальной инициативы, а также свобода общественной дискуссии – вот оказывается те звенья, за которые, по мнению российского президента, нужно потянуть, чтобы вытянуть всю цепь российской модернизации. Не нужно быть большим знатоком либеральной доктрины, чтобы понять, что дух послания российского президента глубоко инспирирован постулатами либерального учения в частности и либеральной культуры в целом. В таком подходе чувствуется основательная теоретическая подготовка автора послания, несомненно, являющаяся отголоском плодотворного опыта и глубоких знаний, приобретенных за время работы на вузовской кафедре.
Очень показательно, что в своем послании Дмитрий Медведев избегает каких-либо упоминаний об особом пути развития России, какой-то особой модели организации российской общественной и политической жизни. Он прямо заявляет, что считает важнейшей задачей государства создание условий для развития гражданского общества. И считает нужным усилить этот тезис тем, что рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе. А политическую систему России Дмитрий Медведев видит как многопартийную, функционирующую в системе плюралистической демократии.
Для Молдовы непосредственно прикладной интерес представляет раздел послания, касающийся внешней политики России. И здесь текст послания также содержит новый подход. Российская внешняя политика должна быть исключительно прагматичной, считает Дмитрий Медведев. И добавляет, что её эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?
Совершенно очевидно, что практическое применение этого подхода в российской внешней политике может существенным образом повлиять на динамику политического решения приднестровского конфликта. На сегодняшний день только газовый долг Приднестровья в отношении России исчисляется суммой в два миллиарда долларов. Нет сомнения, что не существует внешнеполитических резонов дальнейшего закачивания российских ресурсов в коррумпированный приднестровский режим. По крайней мере, такая затратная политика никак не способствует улучшению жизненных стандартов российских граждан.
Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева зиждется на фундаменте философского переосмысления существующего миропорядка и места России в нем. Новый политический класс России, олицетворяемый такими прагматичными лидерами как Дмитрий Медведев и Владимир Путин, окончательно готов отказаться от последних стереотипов закончившейся вот уже двадцать лет назад холодной войны. Оставаясь на позициях российского патриотизма, они, тем не менее, в отличие от многих поколений предшествующих политиков, отказываются строить величие России на костях собственных соотечественников. Отсюда уверенный настрой российского президента, что вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям. А эти прагматические цели состоят в необходимости изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.
Если эта исключительно амбициозная и не имеющая аналогов в российской истории программа развития, целью и смыслом которой является кардинальное улучшение уровня и качества жизни простого россиянина, станет практическим действием, то международный престиж и привлекательность сотрудничества с Россией возрастут многократно. И в первую очередь эта смена настроений коснется таких стран как Молдова, для которых особые отношения с Россией жизненно важны. Тем более что Молдова, после досрочных парламентских выборов, сама втягивается в этап либеральной модернизации. Рождение новой, европейской по своей сути России прервет для Молдовы мучительный процесс судьбоносного выбора между западным и восточным векторами развития, превратит нашу страну в искреннего и надежного партнера Российской Федерации. И именно в этом заключается главный интерес граждан Молдовы к положениям новой политической стратегии России, изложенной в послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию своей страны.