В то время как президент Обама пытается решить вопрос с отправкой дополнительный войск в Афганистан, ему не мешало бы вспомнить о предыдущем прецеденте, когда перед супердержавой встала необходимость принятия подобного решения, а также о том, каковы по оценкам разведывательной службы США были шансы на успех. Речь, разумеется, идет о Советском Союзе, который после вторжения в 1979 году еще десять лет пытался разгрести ситуацию. В течение первых пяти лет конфликта Москва направила более 100 тысяч военнослужащих, чтобы сломить сопротивление. В то время – в 1985 году - Центральное разведывательное управление произвело оценку шансов Кремля. ЦРУ пришло к выводу, что советским Вооруженным Силам пришлось бы отправить до 400 тысяч солдат, чтобы добиться победы. Ответы на вопросы, как ЦРУ пришло к подобному заключению, и почему Советский Союз воздержался от подобных действий, могут послужить предостерегающими доводами, которые Вашингтон может и не суметь опровергнуть - даже с учетом того, что обстоятельства сегодня совершенно иные.
Опасаясь, что Соединенные Штаты, Пакистан и Китай не преминут воспользоваться в своих интересах вакуумом, возникающим на месте терпящего неудачу марксистского режима в Афганистане, который вверг страну в гражданскую войну, Москва ввела оккупационные войска, численность которых изначально составила около 80 тысяч человек, с целью устрашения оппозиции и поддержания нового правительства, которое она же и посадила. Тактика устрашения потерпела неудачу. Наоборот - тысячи воинствующих группировок взялись за оружие, чтобы начать борьбу с внушающей им ужас коммунистической заразой, угрожавшей их стране, их традициям, ценностям и религии.
К 1985 году, когда ЦРУ опубликовало свой отчет «Советское вторжение в Афганистан: Пять лет спустя», где изложило свою оценку действий Москвы, среди 25 тысяч погибших в ходе конфликта потери Красной Армии составили 8 тысяч. Попытки превратить страну в надежное государство-сателлит натолкнулись на каменную стену. В лучшем случае иногда удавалось добиться редких перемирий и заручиться временной лояльностью с помощью взяток. Ситуация выглядела совсем не радужно. «Прошло более пяти лет с момента вторжения Советского Союза в Афганистан, и сейчас СССР увяз в партизанской войне, интенсивность которой все возрастает... Советский Союз контролирует меньше территорий, чем в 1980 году, а его аэродромы, гарнизоны и линии связи все чаще и чаще подвергаются атакам мятежников».
И все же, аналитики ЦРУ ожидали, что Москва не отступит и пополнит присутствовавший в Афганистане воинский контингент, уже насчитывающий на тот момент 110 тысяч человек, дополнительными 10-ю тысячами военнослужащих войск специального назначения и подразделений боевого обеспечения. Агентство предполагало, что постоянные неудачи и ухудшение ситуации заставят Кремль дополнительно направить еще 50 тысяч солдат. Однако у американских аналитиков оставались сомнения в успехе. «Тем не менее, даже в этом случае численность имеющихся у них войск не будет достаточной, чтобы удерживать контроль в большей части сельских районов, пока у мятежников есть доступ к мощной внешней поддержке и открытым границам».
Аналитики добавили, что кремлевское «руководство неправильно оценило ситуацию, и признает, что оно заплатило более высокую цену, чем рассчитывало. Оно все еще ищет эффективный способ восстановить порядок в Афганистане – способ, который не будет включать в себя широкомасштабное вторжение вооруженных сил». Цель: «обеспечить ситуацию, в которой афганские коммунисты смогут управлять собственным государством без широкомасштабного советского военного присутствия – и сделать это по возможности с минимальными потерями жизней советских граждан и затратами советских ресурсов». Основная проблема: «[Сейчас] мятежники сильнее, чем за весь период вторжения».
Несмотря на неоднократные изменения в тактике Советского Союза, решительные попытки ограничить [нежелательное] проникновение из Пакистана и Ирана и оказать поддержку «необразованным, плохо обученным, не готовым к войне» служащим афганской армии, Москва не сумела разработать эффективную стратегию. Разобщенное и некомпетентное афганское правительство лишь усложнило ситуацию.
Однако ЦРУ не предвидела возможность того, что Россия уйдет из Афганистана. Вместо этого аналитики агентства пришли к следующему заключению: «Если контроль Советского Союза над Афганистаном подвергнется серьезной угрозе, мы не исключаем возможности куда более значительного пополнения военного контингента...». Каким же должно было быть это пополнение? «Увеличение [контингента] на приблизительно 100-150 тысяч [военнослужащих], возможно, позволит Советскому Союзу очистить крупные города и значительную часть сельских районов и удерживать их или блокировать [нежелательное] проникновение из Пакистана и Ирана, хотя, скорее всего, оно не позволит сделать и то, и другое». Чтобы достигнуть обеих целей, Кремлю понадобилось бы больше войск – причем намного больше. «Еще более значительное пополнение численностью от 200 до 400 тысяч человек, вероятно, позволило бы Москве проводить более результативные атаки на силы мятежников».
На заседания Политбюро от 13 ноября 1986 года Михаил Горбачев изложил свои возражения: «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подход, мы продолжим воевать еще 20-30 лет... Мы что, будем воевать бесконечно, расписываясь в том, что наши войска не способны справиться с ситуацией? Мы должны как можно скорее завершить этот процесс».
Несомненно, кое-кто станет доказывать, что советский опыт имеет мало отношения к ситуации, в которой находятся Соединенные Штаты. В конце концов, американцы пришли в Афганистан не для того, чтобы навязать ему коммунистическую систему, находящуюся в противоречии с традициями страны. И в отличие от моджахедов, которые сражались с советскими войсками, афганские талибы не получают от сверхдержавы материально-техническую поддержку. Однако эти возражения лишь доказывают, что предостережения обоснованы. Даже с учетом тех преимуществ, что имеют Соединенные Штаты, американцы не смогли добиться, чтобы ситуация в регионе, которую генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal) признал «ухудшающейся», действительно изменилась к лучшему. История учит нас, что, когда расстройство внутриполитической системы сводит на нет попытки стабилизации извне, своевременный уход оказывается в интересах державы-оккупанта. Михаил Горбачев с некоторым опозданием осознал этот факт. Соединенным Штатам пора сделать то же самое.