Конвенция о предотвращении переворотов
Проживающий в Мексике аргентинский писатель и журналист Марсело Фабиан Монхес (Marcelo Fabián Monges) выступил с важной инициативой, которую я поддержал, не задумываясь. Так же поступили многие другие, среди них лауреат альтернативной Нобелевской премии за защиту прав человека Мартин Альмада (Martín Almada) и неутомимая Нора Кортиньяс (Nora Cortiñas), расследующая преступления военной диктатуры в Аргентине и судьбы бесследно исчезнувших в годы её правления людей. Марсело Монхес провёл очень большую работу, встретился с дипломатами из разных стран. Я не сомневаюсь в том, что когда его идея обретёт реальные очертания (и пусть это произойдёт как можно раньше), все правозащитные организации американского континента её всячески поддержат. Речь идёт о необходимости разработки и принятия Межамериканской Конвенции, где будет юридически закреплено положение о том, что государственный переворот является преступлением против международного права и является уголовно наказуемым деянием.
Недавний военно-гражданский переворот Гондурасе и угрозы подобного рода, которые нависают сегодня над другими государствами, ставит во всей своей остроте вопрос об уголовном преследовании за это древнее и остававшееся безнаказанным преступление. Неоднократно в нашей истории государственные перевороты срывали прогрессивные процессы, жизненно необходимые для осуществления глубоких социальных преобразований и индо-афро-латиноамериканской интеграции на континенте.
Со времени провозглашения независимости наших стран было совершено 327 государственных переворотов и военных бунтов. За ХХ век в Латинской Америке было совершено 288 государственных переворотов (56 в Боливии; 36 в Гватемале; 31 в Перу; 24 в Панаме; 23 в Эквадоре; 17 на Кубе; 16 на Гаити; 16 в Санто Доминго; 10 в Бразилии; 9 в Чили; 8 в Аргентине; 12 в Венесуэле; 8 в Колумбии; 5 в Уругвае; 15 на Суринамских островах, Ямайке, Гайане, Гренаде и Тринидаде и Тобаго; 1 в Мексике; в Парагвае был один государственный переворот, который продлился 45 лет). В подавляющем большинстве случаев их зачинщики не понесли какого-либо наказания. В 30% случаев отмечено прямое вмешательство американских войск (в Центральной Америке и странах Карибского бассейна этот показатель возрастает до 70%) [Источник: Модесто Эмилио Герреро (Modesto Emilio Guerrero), венесуэльский писатель и журналист, проживающий в Буэнос-Айресе. www.voltairenet.org/article137304.html ]
За свою уже долгую историю Организация Американских Государств (ОАГ) приняла Американскую Декларацию Прав и Обязанностей Человека (1948 год), Американскую Конвенцию о Правах Человека (1969). В 1985 году Генеральная Ассамблея приняла Межамериканскую Конвенцию о предотвращении и наказании за применение пыток, уже предусматривавшую судебное преследование, а в 1994 - Межамериканскую Конвенцию о насильственном исчезновении лиц.
Острейшим образом стоит вопрос о принятии конвенций по предотвращению и наказанию актов геноцида, преступлений против человечества и военных преступлений, столь распространённых в наших краях. И об упоминавшихся выше государственных переворотах, создающих питательную среду для всех перечисленных преступлений и массового нарушения экономических, социальных и культурных прав. Данное преступление следует рассматривать отдельно от остальных, а его инициаторы должны нести ответственность перед Правосудием уже за сам факт нарушения конституционного порядка (это в полной мере относится и к гондурасским путчистам, независимо от того, будут ли они также подвергнуты судебному преследованию за другие совершённые преступления).
Немало найдётся людей, которые с полным основанием скажут, что эти международные документы неэффективны: они не могут предотвратить преступлений и с трудом позволяют отправить на скамью подсудимых лишь немногих из участников преступления.
Тем не менее, то немногое, чего мы добились к настоящему моменту, имеет непреходящее значение и стало возможным благодаря самоотверженным усилиям тысяч людей, жертв, сотен общественных и правозащитных организаций, которые поставили перед собой цель добиться принятия международных договоров, охраняющих нашу честь и достоинство, открывающих перед нами новые горизонты. Как известно, чтобы отправиться в дальний путь, нужно сделать первые шаги. Отмена Верховными Судами Аргентины и Уругвая законов периода военной диктатуры не были бы возможны без упоминавшихся выше Конвенций и соответствующего толкования этих документов Межамериканской комиссией по правам человека и Межамериканским судом по правам человека при ОАГ.
И всё же, эти межамериканские инстанции постепенно теряют свою эффективность, хотя на определённом этапе и сыграли важную роль. Необходимо развивать принципы и создавать суды и судебные инстанции, которые осуществляли бы эффективное уголовное преследование инициаторов преступлений в масштабах континента. В нашем конкретном случае, организаторов и вдохновителей государственных переворотов. Разумеется, в первую очередь они должны представать перед судебными инстанциями той страны, где совершено преступление, хотя, как известно, зачастую они обладают неприкосновенностью, препятствующей их уголовному преследованию.
В силу этого встаёт настоятельная необходимость создания Постоянного Межамериканского Уголовного Суда, наподобие Гаагского Международного Суда, но только не пресмыкающегося перед сильными мира сего и не принимающего решения исключительно в угоду их интересам. Этот Межамериканский Суд должен эффективно применять принцип общеобязательности правосудия, законодательно закреплённый в большинстве наших стран, но, к сожалению, почти не осуществляющийся на практике. В соответствии с этим принципом, указанные деяния должны подвергаться уголовному преследованию в любой стране. А учитывая то, что по своей природе они представляют опасность для всего человечества, их организаторы должны рассматриваться как враги рода человеческого.
Не выполнив этих двух условий, мы не продвинемся по существу вопроса дальше того рубежа, которого достигли к данному моменту.
Сейчас, как никогда, при всей противоречивости, сложности, но одновременно и новых перспективах латиноамериканского политического процесса правительствам многих наших стран, после двух веков государственных переворотов, следует решительно ускорить принятие Конвенции, законодательно закрепляющей судебное преследование и наказание их зачинщиков.
Карлос Слепой - адвокат. Выступал в Испании в качестве истца на судебных процессах против обвиняемых в государственном терроризме в Аргентине.