В конце этого года уже который раз встает вопрос поставок российского газа: угроза перекрыть трубы на Украину, "взятие в заложники" европейцев… Обсуждался он и входе визита в Париж Владимира Путина 26 и 27 ноября.
Тем не менее, российскому премьеру и его украинской коллеге Юлии Тимошенко, по-видимому, все же удалось несколько сгладить острые углы на встрече в Ялте 19 ноября. В действительности относительное смягчение позиции Кремля вполне может объясняться коренными изменениями, которые происходят сейчас на мировом рынке.
Технологические инновации могут в скором времени полностью разрушить нынешнее геополитическое равновесие.
Мировой рынок был до настоящего времени разделен на три относительно независимых зоны в виду существующих транспортных ограничений (подземные и морские газопроводы, танкеры для перевозки сжиженного газа): Северная Америка живет практически в режиме самообеспечения, Западная Европа все больше зависит от газопроводов, Северная Азия отдает предпочтение импорту сжиженного природного газа (СПГ).
Перспективы этого нового топлива казались самыми радужными. Строительство новых газовых терминалов в Европе должно было позволить ей сократить зависимость от "дорогих друзей" из России. Ожидаемое истощение традиционных энергоресурсов в США не могло не привести к увеличению импорта СПГ. Кроме того, на американском рынке (его цены формируются независимо от европейского) природный газ гораздо раньше нефти перевалил за отметку, эквивалентную 100 долларам за баррель. Произошло это зимой 2006 года, когда низкие температуры выявили существующие трудности с удовлетворением нужд потребителей.
Но все начало меняться с разработкой новых источников природного газа, и в первую очередь сланцевого газа, то есть газа, заключенного внутри сланцевых пород. Техника горизонтального гидравлического дробления позволила начать добычу такого топлива. Первым стало месторождение Барнетт, расположенное практически под аэропортом Форт Уорт (Техас)!
Влияние нового источника на американский энергетический коктейль оказалось более чем значительным: увеличение производства и доказанных запасов, возврат к использованию газа в качестве топлива для производства электроэнергии, новый географический расклад: месторождения расположены в США (Пенсильвания и Нью-Йорк), Канаде (Британская Колумбия) и Польше. Привело это и к резкому падению цен на американском рынке: в то время цена барреля нефти поднялась в 2009 году с 30 до 80 долларов, стоимость природного газа (в нефтяном эквиваленте) составила лишь 15-20 долларов в сентябре и не превысила 40 долларов в ноябре несмотря на начало зимнего периода.
С учетом того, что США больше не нужно импортировать СПГ, на мировом рынке в скором времени может образоваться излишек сжиженного газа, тогда как развитие самой индустрии СПГ потребовало от инвесторов значительных вложений. Все это не может не оказывать давления на мировые цены и будущие переговоры по контрактам. Европейские клиенты "Газпрома" платят ему около 70 долларов за баррель в нефтяном эквиваленте. А ведь можно купить его в другом месте… и гораздо дешевле!
Филипп Шальмен (Philippe Chalmin) - профессор Университета Париж-Дофин