Россия недавно сделала разворот на сто восемьдесят градусов в своей позиции по Ирану.
Президент Дмитрий Медведев, принимавший 15 ноября участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в совместном заявлении со своим американским коллегой Бараком Обамой объявил, что если Иран не даст четкие ответы на их вопросы по поводу его ядерной программы, Россия и Соединенные Штаты могут отказаться от переговоров и рассмотреть другие варианты действий. Обе стороны отметили, что недовольны теми высокими темпами, какими продвигается вперед иранская ядерная программа, а также заявили, что время у Ирана заканчивается.
Днем позже российский министр энергетики Сергей Шматко сообщил, что из-за технических проблем Бушерская атомная электростанция не будет введена в строй в конце 2009 года, как было объявлено ранее. За последние 10 лет Россия откладывала запуск АЭС по разным причинам, включая технические и финансовые. Согласно первоначальным условиям контракта между Ираном и Россией, Бушерскую АЭС должны были ввести в строй в июле 1999 года.
Последние события совершенно очевидно заставили иранскую элиту и общество задуматься о российской политике в отношении Ирана. В последние годы взаимоотношения между Тегераном и Москвой были вполне дружественные. Россия считает Иран одним из главных покупателей своих ядерных технологий и вооружений. Стратегически важное положение Ирана также представляет для России существенный интерес, поскольку эта страна в отличие от Ирака и Афганистана не является союзницей Запада. Поэтому Россия старается делать так, чтобы Иран был на ее стороне. Она препятствовала введению санкций против этой страны, и высокопоставленные иранские руководители начали доверять Москве. Конечно, некоторые аналитики утверждают, что у Ирана безвыходное положение, и он вынужден сотрудничать с Россией и Китаем, поскольку иных союзников среди крупных держав у него нет, и он всегда старался воспользоваться разногласиями между Россией и другими странами.
Некоторые иранские аналитики в последние месяцы отмечают, что Россия постоянно использует Иран в качестве козырной карты в своих отношениях с западными странами. Однако Россия всегда отдавала приоритет Западу в своих международных связях, и когда у нее возникала такая необходимость, она без колебаний жертвовала национальными интересами Ирана ради собственных интересов. Поэтому Москва пытается выбить из Ирана максимум уступок в его ядерной программе, в то же время используя эту страну как козырь в торге с западными державами. Однако если в какой-то момент цена поддержки Ирана окажется слишком высокой, если из-за этого Россия столкнется с резким противостоянием Европы и других западных государств, она непременно отречется от Ирана и встанет на сторону международного сообщества.
Такие аналитики в качестве доказательства своих доводов отмечают, что Россия три раза поддерживала резолюции Совета Безопасности ООН о введении санкций, а также его решение передать иранское ядерное досье из МАГАТЭ в Совбез. Они также предлагают Ирану пересмотреть свои взаимоотношения с другими государствами и наладить более дружественные связи с мировыми державами.
Поведение России в последнее время служит еще одним подтверждением правильности такой точки зрения. Аналитики отмечают, что Россия отказывается сотрудничать с Ираном в правовых вопросах, касающихся освоения нефтегазовых месторождений в Каспийском море. Вместо этого Москва заключает двусторонние соглашения с другими прикаспийскими государствами и отказывается приглашать Иран к участию в нынешнем саммите этих государств, который состоится в Казахстане. Россия также не соблюдает соглашения между двумя странами о военно-техническом сотрудничестве, в частности, соглашение о поставке в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Этот контракт был в основном согласован в 2005 году, а в 2007-м встал вопрос о его реализации. Сейчас иранские представители заявляют, что в ноябре Россия объявила об очередной задержке с поставкой ракет сроком на полгода.
В последние дни целый ряд высокопоставленных иранских руководителей, включая министра обороны, главу объединенного комитета начальников штабов и депутатов парламента, резко критикует Россию за ее поведение, в частности, за ее неприемлемые оправдания, не имеющие под собой технической основы, а также за ее уступки давлению со стороны США и Израиля. Эти руководители предупреждают Москву, что она рискует утратить доверие иранского общества.
Все эти события говорят о том, что двусторонние отношения Ирана и России вступают в новый этап, и будущую траекторию их движения предугадать очень трудно.