У нас уже была ночь, когда президент США объявил в Вестпойнтской военной академии две важные новости: размер направляемого в Афганистан контингента США и сроки, в которые он должен будет покинуть Афганистан. Эти планы очень тесно касаются дислоцированных там латвийских солдат.
Командующий контингентом США в Афганистане генерал Стэнли Маккристал затребовал 40 тысяч солдат, однако Обама, по всей вероятности, выделит меньшее количество, чтобы хотя бы частично угодить той растущей части соотечественников, которой вся эта восточная проделка с каждым днем кажется все более подозрительной.
Прежде всего, американцы начинают сомневаться, являются ли афганские друзья действительно друзьями. Символ таких сомнений – президент Афганистана Хамид Карзай: то он приходит к должности в результате «косоватых» выборов, то реформы государственного управления тяжело буксуют, то его близкий родственник и правитель провинции оказывается наркобароном. Настолько традиционный для американцев энтузиазм начинает угасать. Оказывается, что половине мира, которой они стараются помочь, весь комплекс «общечеловеческих» ценностей не кажется таким самим собой разумеющимся. А тут еще в большей мере спровоцированные нынешними военными действиями доморощенные террористы, которые не только планируют и реализуют акты насилия в Америке, но и рекрутируют целые отряды жителей США, например, для борьбы с поддерживаемыми самими американцами силами Эфиопии в Сомали. Ко всему этому можно добавить понемногу назревающий скандал в связи с расследованием в Соединенном Королевстве, где бывший премьер Тони Блэр признался, что в 2002 году он все-таки соврал и преувеличил данные разведслужб об угрозе со стороны Саддама Хусейна.
Список утраченных иллюзий можно продолжить, и ясно, что и американцы, и европейцы, включая латышей, хотели бы выбраться из Афганистана чем скорее, тем лучше. Однако просто так взять и уехать нельзя хотя бы из-за показанного Латвийским телевидением мальчика Али, которого наши солдаты научили гимну Латвии. Если "Талибан" в нынешней ситуации добьется решающей роли, то за пение о Боге, который должен хранить Латвию, несдобровать. И не только Али.