Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не бойтесь Медведева!

Российская инициатива в отношении европейской безопасности весьма серьезна

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент Д.Медведев наблюдает за учениями ОДКБ "Взаимодействие- 2009" в Казахстане
Президент Д.Медведев наблюдает за учениями ОДКБ Взаимодействие- 2009 в Казахстане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не стоит бояться предложения Медведева, оно довольно разумное. Однако, важную роль должны сыграть меры по укреплению доверия. Доверие предполагает готовность всех участников определять европейскую безопасность в категориях «Win-Win». Но «старое мышление» распространено не только в Москве.

С начала 2008 года ведутся разговоры о российском плане создания новой архитектуры европейской безопасности. Теперь в нашем распоряжении впервые появился конкретный документ с изложением инициативы президента Медведева о заключении нового европейского договора о безопасности. Предложение российского президента заслуживает серьезного обсуждения.

Эта инициатива является результатом неудовлетворенности с российской стороны институциональной структурой НАТО, ОБСЕ, Организации Объединенных Наций, а также европейских органов правопорядка в целом. Уже давно Россия чувствует себя изолированной в Европе. Такие совместные институты Запада и России как ОБСЕ или Совет Россия-НАТО, к сожалению, утратили некоторую часть своего оперативного значения. Инициатива относительно заключения нового договора о европейской безопасности является также выражением того факта, что Россия воспринимает себя как составную часть Европы и хочет участвовать в создании общей системы безопасности, а также в обеспечении ее функционирования. Российское предложение заслуживает откровенного ответа. Бесцеремонное отклонение этих предложений будет играть на руку антизападным силам в России, которые утверждают, что Запад вообще не хочет сотрудничать с Россией.

Интенсивно заниматься российскими предложениями вовсе не означает, что к ним не следует относиться критически. Некоторые положения, содержащиеся в российской инициативе, заслуживают поддержки. Другие предложения, напротив, неприемлемы или требуют значительной переработки. Как раз такая задача и ставится в ходе проведения консультаций и переговоров.

Пока остается неясным, как этот проект договора будет соотноситься с уже существующими европейскими и евроатлантическими договорами и институтами. Согласно российскому предложению, в состав новой системы безопасности должны войти не только все европейские и евразийские государства «от Ванкувера (Vancouver) до Владивостока», но также Европейский Союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), НАТО и Содружество независимых государств (СНГ). Пока во многом не ясно, как будут распределяться функции и сферы ответственности.

То же самое можно сказать о некоторых формулировках. Так, например, в российском предложении говорится о том, что ни одна из договаривающихся сторон не предпринимает сама никаких действий, не участвует в них и не поддерживает их, если они «существенным» образом затрагивают безопасность другой договаривающейся стороны. Не направлено ли это предложение на получение Россией широкого права вето? А воздержалась бы Россия, например, от введения своих войск в Грузию, если бы она соблюдала эти положения? Ни в коем случае не должна подвергаться сомнению Статья 5 Североатлантического договора. Новый договор не должен также никоим образом ограничивать права отдельных европейских стран вступать в существующие союзы. Эти, а также другие вопросы должны быть самым тщательным образом проработаны.

Однако новая устойчивая архитектура безопасности не может быть создана при помощи одного только нового договора. Без взаимного доверия система коллективной безопасности не может функционировать.  Поэтому меры по укреплению доверия должны играть здесь особо важную роль. Доверие предполагает готовность всех участников определять европейскую безопасность в категориях «Win-Win» (англ. «победитель-победитель», то есть как игру, в которой не может быть проигравшего – прим. пер.). К сожалению, «старое мышление», в соответствии с которым преимущество НАТО автоматически определяется как отрицательный момент для России, широко распространено не только в Москве.

В некоторых европейских государствах  российские предложения не будут серьезно восприниматься, пока Россия, к примеру, будет проводить в Беларуси на границе с Польшей и Литвой военные учения или не будет предпринимать никаких усилий для снятия напряженности в отношениях с Грузией. Инициатива Медведева может стать катализатором новой фазы в отношениях между Россией и Западом. Мы должны смело воспользоваться этой возможностью и предложить России открытое обсуждение этой инициативы.