Выступая на этой неделе с речью о войне в Афганистане, президент, который ранее проповедовал “перемены”, полностью отдался опасной идее своего предшественника: доктрине Буша.
Описывая доктрину в академии Вест-Пойнт в 2001-м году Буш сказал: “Пока мы будем ждать, что угрозы материализуются, мы опоздаем. Война против террора не может быть выиграна с позиции обороны. Мы должны начать битву против врага, сорвать его планы и посмотреть в лицо страшнейшим угрозам до того, как они проявятся”.
8 лет спустя в этой же академии президент Обама подтвердил доктрину Буша.
На следующий день после речи Обамы об Афганистане ABC news сообщил: “Когда Обама говорил о причинах направления в Афганистан еще 30 тысяч военных и траты в 30 миллиардов долларов в год, из описания чумы Аль-Каиды в стране выпал один ключевой факт: американская разведка установила, что в стране действуют лишь порядка сотни бойцов Аль-Каиды”.
В восьмую годовщину 11 сентября генерал Стэнли Маккристал (Stanley McCrystal) сказал: “Я не вижу признаков масштабного присутствия Аль-Каиды в сегодняшнем Афганистане”.
В октябре на CNN выступил советник Обамы по национальной безопасности Джеймс Джонс (James Jones): “Есть определенно хорошие новости, по крайней мере, для Америки в Афганистане: присутствие Аль-Каиды сильно ослабло. Максимальная оценка – менее ста действующих бойцов в стране, отсутствие баз и способности осуществить нападение на США или союзников”.
Цитируя заявления Джонса, журналистка MSNBC Рэйчел Мэддоу (Rachel Maddow) спрашивает: “Они не способны атаковать США или союзников? Афганистан не представляет угрозы для США, и все равно военные усилия удваиваются и утраиваются. Почему? Не потому ли, что мы полагаем, что от Афганистана может исходить угроза в будущем, если снова появится надежная гавань для терроризма? Не является ли заявленная Обамой массированная эскалация войны в Афганистане личной трактовкой превентивной войны, заложенной в доктрине Буша?”
Первоначальное вторжение в Афганистан имело смысл после 11 сентября, когда считалось, что Талибан приютил членов Аль-Каиды. Но какое оправдание есть для продолжающегося американского присутствия 8 лет спустя? Обама предупредил американцев насчет Афганистана: “Это оттуда на нас напали 11 сентября, и именно там идет подготовка к новым атакам”.
Он что, утверждает, что нашим жизненно важным национальным интересом является присутствие почти 100 тысяч военнослужащих в целях борьбы или сдерживания менее сотни членов Аль-Каиды, которые “могли бы” замышлять новые нападения? Президент ошибается даже по поводу истинного географического происхождения терактов 11 сентября, или, как отмечает журналист-либертарианец Лев Рокуэлл (Lew Rockwell), «по его словам, США должны убить еще больше афганцев, потому что теракт 11 сентября планировался в Афганистане. Кстати, это неправда. Он планировался в Германии и во Флориде”.
Боюсь показаться нелепым, но: Аль-Каида - это что-то вроде герпеса. Иногда она проявляется, иногда нет, но она всегда существует, ее можно обнаружить практически везде, она всегда представляет угрозу, и хотя с ней можно бороться, совсем победить ее нельзя.
Если США в конечном итоге уйдут с Ближнего Востока, они без сомнения оставят там после себя полнейший беспорядок, который, частично, сами и создали. Однако само наше присутствие и воспламеняет ситуацию. На нас напали 11 сентября большей частью из-за присутствия США на Ближнем Востоке, что прекрасно дал понять Усама Бен-Ладен.
Пэт Бьюкэнан (Pat Buchanan) пишет: “Давайте перестанем поддерживать непопулярные режимы на Ближнем Востоке и ликвидируем наше масштабное военное присутствие. Если нас там не будет, у них не будет повода снова приходить к нам”.
Решение Обамы продолжить военные усилия в Афганистане – войну против сомнительного и призрачного врага, оккупировать территории страны, которая постоянно противилась оккупации, для того, чтобы стабилизировать нацию, которая по природе своей является нестабильной, - это не имеет никакого смысла.
Никакой Аль-Каиды в Ираке не было, пока Буш не применил свою радикальную доктрину и не развязал катастрофическую войну. И поскольку нынешний президент по глупости готовится повторить ошибку своего предшественника, американцам стоит опасаться скорее увеличения войск, чем каких-либо угроз – реальных или воображаемых, которые сегодня могут исходить из Афганистана.
Дина Мингалиева, ИноСМИ