После разговоров в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) на прошлой неделе Россия вновь – без особого успеха – попыталась продвинуть свой проект реформы архитектуры европейской безопасности, на этот раз уже на уровне НАТО. В новом договоре русские предлагают руководствоваться принципом "неделимой безопасности", по которому любая мера по усилению безопасности какого-либо государства или организации (НАТО, ЕС) должна приниматься с учетом "интересов безопасности" других участников договора. Россия согласна таким образом пойти на ограничение своей свободы в одностороннем использовании силы при условии, что Европа и США сделают то же самое.
"В действительности Москва пытается получить право вето для остановки всех проектов по общей безопасности на территории Европы и расширения НАТО на восток", говорит Торнике Гордадзе из бакинского филиала Французского института исследований Анатолии. Россия так и не смогла смириться с падением империи. Она стремится получить право влиять на выбор союзников и принятие дипломатических решений бывшими советскими республиками, которые она до сих пор рассматривает как часть своей зоны влияния.
Идея нового договора о евроатлантической безопасности отнюдь не нова. Дмитрий Медведев уже говорил о ней летом 2008 года, накануне начала войны в Грузии. "Путин стоял на тех же позициях в 2007 году. Такова была и доктрина Брежнева в 70-е годы. Еще в XIX веке, после разгрома армии Наполеона русские стремились играть роль жандарма Европы", продолжает Гордадзе.
Несмотря на то что сам проект выглядит еще довольно туманным, ставшие независимыми после распада СССР бывшие советские республики восприняли его в штыки. "Медведев хочет окончательно избавиться от наследия холодной войны, но соседи России не желают отказываться от этого наследия, в частности от натовских гарантий безопасности", считают в американском аналитическом центре Stratfor.
Семена раздора
Европейцы и американцы также не стали отсиживаться в обороне. В европейских столицах напоминают, что Россия продолжает нарушать подписанный в 2008 году договор о прекращении огня в Грузии и препятствует работе миссий ООН и ОБСЕ. Во Франции же все прекрасно понимают, что предложение России – это ответ на расширение НАТО. Эпизод с установкой элементов американской ПРО в Восточной Европе служит в принципе той же цели, что и традиционные российские парады. "Обжегшись на молоке, дуют на воду", иронизирует французский дипломат. Как считают в Париже, предложение Москвы говорит о ее приоритете в политике жесткой безопасности ("hard security" на дипломатическом жаргоне), нацеленной в первую очередь на сохранение своей зоны влияния.
В теории принятие данного договора отодвинет НАТО на второй план, превратив Совет безопасности ООН в последнюю инстанцию для всех подписавших его государств. Альянс не смог бы таким образом начать в 1999 году войну в Югославии без ооновской санкции. Именно поэтому у договора практически нет шансов. И для Парижа он ни в коем случае не сможет стать заменой текущим проектам в рамках НАТО и ОБСЕ.
"В Кремле это прекрасно понимают и пользуются проектом, чтобы сеять раздор среди союзников по НАТО, пытаясь привлечь некоторых из них на свою сторону. Российская стратегия состоит в том, чтобы показать своим бывшим сателлитам, что (разделенный таким образом) Североатлантический альянс не рискнет всем ради их защиты от Москвы", подчеркивают в Stratfor.