ВАШИНГТОН. Речи, звучащие во время вручения Нобелевских премий мира, обычно наполнены высокопарной риторикой и величественными гуманными жестами. В четверг президент Барак Обама при вручении ему Нобелевской премии произнесет речь, которая призвана вызвать исторический резонанс. Но он ограничен в своих высказываниях, будучи новым президентом воюющей страны.
Чиновники из администрации отмечают, что в своей речи, которую Обама составляет самостоятельно, он будет говорить о той иронии, которая таится в получении премии мира буквально спустя неделю после эскалации войны в Афганистане, а также в необходимости продвижения вперед дела ядерного разоружения.
Это станет проверкой возможностей Обамы по четкому формулированию мировоззренческой концепции внешней политики, основанной на моральном праве лидерства в условиях ведения двух войн. Это станет также испытанием Обамы на умение убедить мир в том, что он сохранит лидерство США в вопросах защиты прав человека в условиях, когда Америка упустила массу возможностей оказать давление на Китай, Дарфур и Иран. Это станет также его проверкой на скромность и смирение, поскольку спичрайтеры со всех концов политического спектра говорят о важности таких качеств для противодействия критикам, которые утверждают, что премию Обама получает в больше степени благодаря своей популярности как у рок-звезды, нежели своим достижениям.
"Эта премия не принесла ему пользы, а его речь будет настоящим минным полем, - говорит Дэвид Фрам (David Frum), писавший речи для Джорджа Буша, - она поднимает два вопроса. Первый: о чем вы заботитесь больше - о мировом общественном мнении или об американском? И второй: в чем вы проявляете больше красноречия - когда говорите о глобальном мире или когда призываете американскую молодежь идти воевать?"
Такие премии редко вручают действующим главам государств. Находящемуся у власти американскому президенту ее вручали целых 90 лет тому назад. Обаму выбрали благодаря тому, что он пытается наладить контакт с другими странами и с мусульманским миром, потому что он выступает в поддержку ядерного разоружения, и потому что это первый президент афроамериканец.
Ораторское искусство Обамы уже не так сильно воодушевляет уставших от мощной рецессии американцев. После своей номинации на Нобелевскую премию он на внешнеполитическом фронте в целом ряде случаев принижал значение защиты прав человека, в том числе, когда иранские власти начали репрессии против демонстрантов.
На прошлой неделе Обама пошел на эскалацию войны в Афганистане, направив туда еще 30000 американских военнослужащих. В прошедшие выходные истек срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, а вместе с этим утратили свою силу режимы проверок и инспекций, в рамках которых на протяжении почти двух десятилетий осуществлялся контроль за ядерными арсеналами США и России.
Тем не менее, интерес к речи Обамы огромен. Организаторы церемонии вручения премии говорят о том, что им пришлось отказать тысячам людей, стремившимся послушать выступление американского президента в зале городской ратуши Осло, рассчитанном на 1000 человек.
Будучи первопроходцами в деле борьбы за права человека, лауреаты Нобелевских премий мира часто выступают с выдающимися речами при вручении. Мартин Лютер Кинг в 1964 году, Эли Визель в 1986-м, Нельсон Мандела в 1993-м - все эти люди произнесли страстные и глубоко личные речи, выступая в защиту борьбы за человеческое равенство.
Спичрайтер Клинтона Крис Лихейн (Chris Lehane) так говорит о выдвижении Обамы: "Он получил сверкающий велосипед еще до того, как научился на нем ездить". Вместе с тем, он отмечает, что это дает редкую возможность сформулировать и изложить благородную концепцию внешней политики. Белый Дом Обамы "провел великолепную работу" по решению вопросов повестки, изобилующей кризисами, заявил он. "Но должна существовать некая всеобъемлющая теория или концепция, которую поймут люди".
Кенийский эколог и политический деятель Вангари Маатаи (Wangari Maathai), получившая премию в 2004 году, выразила надежду на то, что Обама заявит о твердом намерении добиться введения юридически обязывающих ограничений на выброс парниковых газов, и заложит основу для достижения прогресса на копенгагенском саммите ООН по изменениям климата, который состоится на следующей неделе. "На него возлагаются большие надежды по многим направлениям, - сказала она, - Я не разочарована. Я просто надеюсь, что он будет продолжать свои усилия".