Будучи сенатором США в 1960-х годах, я испытывал сильные мучения из-за нашей ошибочной войны во Вьетнаме. После того, как я сделал все возможное, чтобы спасти наши войска и вьетнамский народ от бессмысленного конфликта, я, наконец, поставил свою идею на голосование в ходе президентской кампании 1972 года. Выступая по всей стране, я рассказывал людям, что единственным плюсом трагедии во Вьетнаме был тот факт, что ее огромная цена, оплаченная жизнями и ресурсами, станет предупреждением для всех будущих администраций и помешает им совершить ту же ошибку.
Я ошибался. Сегодня я поражен решением администрации Обамы обострить не менее ошибочную войну в Афганистане, и слушая, как наш талантливый молодой президент объясняет, почему он отправляет туда еще 30 тысяч военнослужащих - вдобавок к 21 тысяче, посланной раннее - я думаю только об одном: еще один Вьетнам. Я надеюсь, что я неправ, но история говорит иначе.
Президенты Джон Кеннеди, Линдон Джонсон и Ричард Никсон были уверены, что наилучшим способом спасти правительство в Сайгоне и нанести поражение Хо Ши Мину и его повстанцам из Вьетконга было послать в страну американские войска. Но повстанческое движение лишь усилилось, несмотря на присутствие более 500 тысяч наших солдат, воевавших и умиравших во Вьетнаме.
В течение нескольких лет мы держали в Афганистане десятки тысяч солдат, а кроме того еще больше наемников (или “подрядчиков”, как их называют сегодня). Как и во Вьетнаме, силы повстанцев сегодня сильнее, чем когда-либо, а афганское правительство не менее коррумпировано чем то, что мы поддерживали в Сайгоне.
Почему мы посылаем молодых американцев рисковать своей жизнью и здоровьем в интересах столь недостойных режимов? Администрация говорит, что в Афганистане мы воюем с аль-Каидой. Но основные силы аль-Каиды находятся в Пакистане.
Повстанческим движением Афганистана руководят талибы. Их мишенью является их собственное правительство, а не наше. Их единственная претензия к нам состоит в том, что они видят, как наши войска и другие ресурсы используются для поддержания правительства, которое они презирают. Отправка дополнительных сил США лишь усилит талибов.
Начиная с 1979 года, Советы пытали контролировать события в Афганистане в течение почти десяти лет. Они потеряли 15 тысяч солдат, и значительно больше были ранены или остались инвалидами. Их казна опустела, и Советский Союз развалился. Схожая судьба постигла и другие державы, пытавшиеся навязать свою волю скоплению афганских полевых командиров и племен.
У нас лучшие офицеры и боевые подразделения в мире, но они устали после почти десяти лет войны в Ираке и Афганистане. Зачем истощать этих прекрасных солдат еще больше?
Даже если бы у нас и был хороший повод для войны в Афганистане, мы просто не можем себе это позволить. Имея на руках долг в 12 триллионов долларов и серьезный экономический спад, не время вести за рубежом ненужные войны. Мы должны вернуть наших солдат домой, прежде чем еще кто-нибудь погибнет или будет ранен - и прежде, чем взорвется пузырь нашего государственного долга.
В 1964 году Джонсон попросил нескольких сенаторов, не собиравшихся в том году выбираться повторно, выступить в его поддержку в ходе предвыборной кампании. Он заверил тех из нас, кто выступал против войны во Вьетнаме, что не собирается расширять американское присутствие. Джонсон победил с огромным перевесом голосов, говоря избирателям, что не стремится расширять войну. “Мы не собираемся посылать американских парней за девять или десять тысяч миль от дома делать то, что азиатские парни должны делать самостоятельно”, - заверял он во время своей кампании.
Но после избрания Джонсон начал отправлять во Вьетнам все больше и больше войск, пока общая численность американских сил не превысила 500 тысяч. В общей сложности во Вьетнами погибло более 58 тысяч американцев, и гораздо больше были покалечены морально и физически. Не говоря уже о почти 2 миллионах вьетнамцев, погибших под американскими бомбардировками.
Результаты работы Джонсона во внутренних делах страны были великолепны, но Вьетнам задушил его мечту о Великом обществе. Война стала непереносима для столь многих американцев - как среди гражданских, так и среди военных - что победитель выборов 1964 года даже не выставил свою кандидатуру на следующие выборы четыре года спустя.
У Обамы есть потенциал, чтобы стать великим президентом, я только надеюсь, что Афганистан не запятнает его послание о необходимости перемен. После полувека холодной войны и горячих войн пришло время восстановить нашу великую и измученную проблемами страну. Завершив конфликты в Ираке и Афганистане, мы можем направить огромные суммы, которые сегодня тратятся там, на возрождение нашего собственного государства.
В 1972 году я призывал своих сограждан: “Вернись домой, Америка”. Сегодня я рекомендую эти слова нашему новому президенту.
Джордж Макговерн, бывший сенатор от штата Южная Дакота и награжденный орденами ветеран Второй мировой войны, был кандидатом от демократов в президентской кампании 1972 года.