Президенту Бараку Обаме почти нечего предъявить в подтверждение своей грандиозной внешнеполитической идеи конструктивного взаимодействия. Попытки заставить Израиль и Палестину сесть за стол переговоров зашли в тупик. Иран отверг весьма изобретательное предложение об обогащении своего урана за рубежом и идет прямо в направлении новой серии санкций ООН. Обама решил пойти в противоположном направлении в Афганистане, направив туда дополнительные войска. После возвышенных надежд и высокопарной риторики, которой были пропитаны его речи, все, похоже, возвращается на круги своя. Единственное светлое пятно на горизонте - это перезагрузка отношений Америки с Россией.
Официальные представители сторон в Женеве упорно работают над тем, чтобы создать замену Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истек 5 декабря. А вчера мы узнали, что они начали похожие переговоры о сдерживании кибернетической войны и укреплении безопасности в Интернете. Скоро мы увидим, поддержит ли Россия новый набор санкций ООН против Ирана, или она просто позволит Китаю взять на себя инициативу и добиться их смягчения. Россия традиционно относится к Ирану как к надежному соседу, хотя в московских кругах кое-кто втайне недоволен отказом Тегерана от обогащения урана за рубежом, которое планировалось осуществлять на российских предприятиях. Но в целом сегодня американским переговорщикам удается добиваться на переговорах со своими российскими коллегами большего, нежели во времена Джорджа Буша. Похоже, кнопка перезагрузки все же работает.
Увы, но этого нельзя сказать о взаимоотношениях России с Европой, которая, по словам одного дипломата, страдает от "ревности к перезагрузке". Запад с прохладцей отреагировал на последнее российское предложение о заключении нового пакта евроатлантической безопасности, который предусматривает ограничения в применении силы подписавшими его сторонами, а также создание нового механизма урегулирования конфликтов. Британия отреагировала на него заявлением о том, что существующие структуры, такие как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), работают вполне нормально, хотя возможности для совершенствования этой работы все же есть.
Основу для такого отношения создают диаметрально противоположные взгляды сторон. Россия видит в НАТО военную организацию, чье расширение в восточном направлении было резко остановлено ответными военными действиями России в Южной Осетии в прошлом году. Сейчас Россия хочет получить имеющие обязательную юридическую силу гарантии того, что НАТО никогда не примет в свои ряды Грузию и Украину. Почему имеющие обязательную силу? Потому что, как говорит Россия, западные лидеры слишком часто обманывали ее в прошлом. Хотя неофициально все признают, что вопрос о членстве этих стран в НАТО еще долго не будет стоять в повестке, западные дипломаты отказываются признать это открыто. Поступить так - значит признать, что у России есть право вето на самостоятельные решения независимых государств. Результат таков: хотя на встречах Совета Россия-НАТО и предпринимаются скромные шаги (скажем, договоренность о модернизации российских вертолетов), Россия провела жирную красную черту в планах расширения НАТО, в судьбе режима контроля обычных вооружений в Европе, а также в вопросе приближения военной инфраструктуры НАТО к российским границам - и эта черта остается такой же жирной и красной, как и раньше.
Как мы все хорошо знаем, вечно замороженных конфликтов не бывает. Южная Осетия подтвердила это очень наглядно. Поэтому та напряженность, которая после окончания "холодной войны" возникла у России в отношениях с НАТО и расширенной Европой, грозит вылиться в очередной региональный кризис. Один из них - Нагорный Карабах, а второй - Приднестровье. Сталкиваясь с этими кризисами, трудно утверждать, что нет никакой необходимости в переменах в деятельности организаций, регулирующих вопросы безопасности в Европе. Во-первых, в Европе остаются еще спорные границы, и этот вопрос требует решения. Во-вторых, треть населения Европы живет за пределами территории НАТО. И в-третьих, сложившаяся ситуация может очень быстро ухудшиться. И хотя Россия не имеет права указывать Украине, в какие альянсы ей вступать, НАТО тоже не может расширяться как прежде, игнорируя интересы безопасности России. Европе действительно нужна новая архитектура безопасности, если она хочет оставить "холодную войну" позади.