Иран готов обменять часть обогащённого урана на топливо для реактора, применяемого для исследований раковых заболеваний. Об этом, как сообщают иранские СМИ, заявил министр иностранных дел страны в воскресенье.
"Мы честно объявили, что Иран готов обменять порядка четырёхсот килограммов 3,5-процентного обогащённого урана, хранящегося на острове Киш, в обмен на 20-процентное обогащённое топливо", — заявил министр Манучехр Моттаки (по сообщению IRIB — государственной службы вещания Исламской Республики Иран).
Подробности предложения озвучены не были.
Ранее США и прочие ведущие страны мира предлагали Ирану отправить низкообогащённый уран за границу, где из него могли бы сделать материал, готовый к использованию в реакторе. Международное агентство по атомной энергетике — наблюдательный орган, состоящий при ООН, — предлагает Ирану отправить низкообогащённый уран на переработку в Россию, а затем — во Францию. Однако, как сообщил "Си-Эн-Эн" высокопоставленный представитель госдепартамента, сделанное Ираном предложение не соответствует условиям предложенного МАГАТЭ соглашения.
"По условиям этого соглашения Иран должен отправить все 1200 килограммов низкообогащённого урана в Россию за один раз. Там он пройдёт процедуру окончательного обогащения, а затем отправлен во Францию, где превратится в готовые топливные блоки", — пояснил вышеупомянутый чиновник. — "Мы готовы выполнять условия. К сожалению, Ираном была проявлена неготовность продолжать переговоры по его атомной программе. В проекте соглашения была отражена огромная работа, проделанная МАГАТЭ, Россией, Францией и США, с целью предоставленя Ирану положительного ответа на его просьбу поставить топливо для тегеранского научного реактора, производящего изотопы для медицинских целей. Также иранской стороне предоставлялась возможность начать убеждать всех в мирной направленности своего атомного проекта. Мы настоятельно просим иранскую сторону не упускать такую возможность".
Если бы сделка была заключена, то Ирану потребовалось бы меньше материала для производства атомной бомбы. Америка и некоторые её союзники опасаются, что настоящей целью Ирана является именно это, но Тегеран категорически утверждает, что реализует свой атомный проект исключительно в мирных целях.
Как сообщает IRIB, на конференции по вопросам безопасности в Манаме (Бахрейн) Моттаки заявил, что Иран в полной мере сотрудничает с МАГАТЭ и готов продолжить "конструктивное сотрудничество" с так называемой группой "пять плюс один": США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией.
По словам министра, процитированным IRIB, в оборонной доктрине Ирана ядерным вооружениям места нет, а эпоха, когда они были эффективными, вообще закончилась.
В ноябре МАГАТЭ приняло резолюцию, согласно которой от Ирана требовалось прекратить строительные работы на некогда секретном обогатительном объекте вблизи города Кума.
Тридцать пять стран, включая Россию и Китай, поддержали эту инициативу, в рамках которой от Ирана требовалось ещё и прекратить обогащение урана, так как из обогащённого урана можно сделать топливо для ядерных вооружений. Ранее Россия и Китай сопротивлялись попыткам ввести против Ирана дополнительных, более строгих санкций.
После принятия резолюции Иран объявил о том, что правительство страны дало разрешение на строительство десяти новых заводов по производству ядерного топлива.
В декабре из Белого дома прозвучало остерегающее замечание: если Иран не прекратит обогащение урана и не "откажется от программы создания ядерного оружия", ему угрожают новые санкции — об этом сообщил представитель Роберт Гиббс (Robert Gibbs).
В ноябре Мохаммед эль-Барадеи, уходящий с поста главы МАГАТЭ, заявил в беседе с корреспондентом "Си-Эн-Эн" Кристиан Аманпур (Christiane Amanpour), что основной фактор, тормозящий достижение договорённости между Ираном и мировыми державами по ядерному вопросу, — это выбор момента.
По словам эль-Барадеи, вместо того, чтобы подписать проект соглашения, где в общих чертах будет оговариваться план обмена, Иран хочет отправить низкообогащённый уран и немедленно получить обратно большее количество высокообогащённого, что позволит ему получить готовое топливо быстрее.
Как сообщает эль-Барадеи в своём окончательном отчёте перед руководством МАГАТЭ , агентству удалось выяснить: случаев применения ядерного топлива не по назначению в Иране не было. С другой стороны, по его словам, инспекторы "фактически зашли в тупик" из-за отсутствия сотрудничества со стороны Тегерана.
В воскресенье спикер иранского меджлиса Али Лариджани, обращаясь к депутатам, заявил, что ещё с исламской революции 1979 года Иран становился жертвой врагов ислама, включая США и их союзников.
"Дешёвые комментарии мистера Обамы по поводу внутренних дел Исламской Республики, также как и заявления госсекретаря США, в которых он обвиняет Иран в поддержке террористов, говорят о том, как они боятся усиления позиций Исламской Республики в регионе", — заявил Лариджани.
Высказываясь по ядерному вопросу, Лариджани заявил, что США и прочие не хотят, чтобы Иран продолжал свою деятельность в рамках МАГАТЭ.
В написании этой статьи приняла участие Джил Дауэрти (Jill Dougherty) из Си-Эн-Эн