Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В шкуре писчего Бартлеби

© коллаж ИноСМИГерман Мелвилл Бартлеби сша
Герман Мелвилл  Бартлеби  сша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обама возник как тонизирующий напиток, которым предполагалось насытить организм живительной влагой, однако оказался чистой газировкой: вся энергия тут же вышла в виде пузырей. Неспроста изобретательные активисты из движения Yes Men представили несколько недель тому назад в Бостоне освежающий газированный напиток под названием «Разочарование».

В 1853 году Герман Мелвилл опубликовал замечательный рассказ о загадочном юноше, которого звали Бартлеби (Bartleby), работавшего писцом в адвокатской конторе на Уолл-Стрит. Всякий раз, когда шеф поручал ему какое-либо задание, молодчина Бартлеби опускал руки и монотонно отвечал одной и той же фразой: «Я предпочёл бы этого не делать». От писца исходила такая сильная апатия, что он довёл адвоката-сутягу до того, что тот был вынужден убрать свою контору из Нью-Йорка, лишь бы избавиться от Бартлеби. А вот что Мелвиль не поведал нам, так это то, что уныние писчего распространится в наши дни по всей стране, подобно заразе. Всё большее количество американцев живут и чувствуют как Бартлеби.


Немногим более года назад большинство населения Америки поставило Барака Обаму управлять страной. Тогда, как явствовало из опросов общественного мнения, для 78% населения страны он воплощал надежды и мечты миллионов своих сограждан. Сегодня, однако, этот показатель снизился до 49%, что является самым сильным падением популярности президента за последние 50 лет в течение первого этапа его срока.


Качественные причины столь резкого количественного сокращения уходят своими корнями не только в стратегию массированной обработки общественного сознания, которую наиболее консервативные круги применяют вот уже  в течение нескольких месяцев. Речь идёт о всё более глубоком разочаровании результатами их политики. И это неудивительно.


Обама пообещал положить конец войне, но единственное, что он сделал – это перенёс центр боевых действий в Афганистан. Он представлял себя этаким парнем из народа и заверял, что не будет зависеть от политических кругов, а на деле получилось, что попал в полную зависимость от вашингтонской бюрократии. Его знаменитая реформа здравоохранения не только потеряла весь смысл в руках страховых компаний. Одним росчерком пера она может уничтожить историческое достижение феминистского движения: покрытие расходов на добровольное прерывание беременности.

 

Только что договорившись с Китаем заблокировать соглашение о выбросе в атмосферу парниковых газов, он полностью отрёкся от решительных слов в защиту окружающей среды, которые произносил, будучи кандидатом в президенты. Во время предвыборной кампании Обама много говорил о глубоких социальных преобразованиях, но пока высокопоставленные чиновники финансовых корпораций делят между собой большую часть государственных средств, направленных вроде бы на оживление экономики, безработица и бедность постоянно растут: 36 миллионов жителей США живут благодаря талонам на питание, и в этом году снова будет побит рекорд по количеству граждан, лишившихся своего жилища из-за задержки платежей.


Разочарование растёт среди огромного числа его избирателей, в первую очередь среди наиболее молодых. Это медленное раскисание -  явление более сложное, чем возмущение или негодование. Это нежелание чего-либо делать, которое лучше всего выражается во фразе: «он такой же как все». Это единообразие говорит о всё большем разрыве с реальной политикой.


Жиль Делёз утверждал, что приверженность всегда придаёт силу утверждениям и побуждает к действию. А разочарование производит прямо противоположное действие: отрицает, подминает всё под себя, расхолаживает. Это своего рода антиполитика. Рынок это прекрасно чувствует и пользуется: «Добро пожаловать в независимую республику твоего дома» - такими словами приветствует посетителей огромная вывеска, вывешенная над одним из магазинов сети Икея в нью-йоркском квартале Бруклин. Вот он, культ всего частного! Он и порождает раздражительность и неприязнь.


Обама возник как тонизирующий напиток, которым предполагалось насытить организм живительной влагой, однако оказался чистой газировкой: вся энергия тут же вышла в виде пузырей.  Неспроста изобретательные активисты из движения Yes Men представили несколько недель тому назад в Бостоне освежающий газированный напиток под названием «Разочарование». В США всё более настойчиво встаёт вопрос о причинах апатии и разочарования и что делать, чтобы повернуть этот процесс вспять.

 

Ответ, каким бы трудным ни был, жизненно необходим. Конец рассказа Мелвилла лишь подчёркивает срочность этой задачи. Бартлеби настолько пал духом, что умер от голода.