Разговоры о ядерном разоружении возобновляются, причем вполне серьезно. На прошлой неделе президент Обама получил Нобелевскую премию мира за свою работу в этой области. А теперь еще одна высокопоставленная комиссия, в которой сопредседательствуют бывшие министры иностранных дел Японии и Австралии, выпустила примечательный доклад, в котором звучит призыв к разоружению. Безусловно, цель на первый взгляд весьма привлекательная, и вполне возможно, что когда-то ее удастся достичь. Но Соединенным Штатам, Австралии, Японии и другим азиатским союзникам Америки следует хорошо подумать, прежде чем выступать в поддержку этого доклада.
Документ, опубликованный во вторник в Токио Международной комиссией по ядерному нераспространению и разоружению (International Commission on Nuclear Nonproliferation and Disarmament) является образцом мировой антиядерной теологии. Некоторые идеи этого документа полезны, например, мысль об укреплении Международного агентства по атомной энергии как органа контроля за распространением, или о наращивании механизмов гарантий и проверок. Целесообразным представляется создание международных банков ядерного топлива, коллективное управление процессами обогащения и переработки, а также хранилищами отработанного топлива. Заслуживает внимания и идея развития гражданской атомной энергетики в Азии, испытывающей острый энергетический голод.
Но есть и другие предложения, которые кажутся опасными. Сокращение американского и российского ядерных арсеналов до 500 боезарядов в сегодняшней международной обстановке нереалистично. А однозначный и окончательный отказ от применения ядерного оружия первыми ослабит американские силы сдерживания. Кроме того, содержащаяся в документе рекомендация о передаче под эгиду ООН Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР), которая нацелена на перехват ядерных поставок и объединяет только добровольцев, это верный способ уничтожить успешно действующий механизм.
Главная проблема здесь заключается вот в чем: во всех этих усилиях игнорируется тот факт, что наш мир отнюдь не дружелюбен. И нет в нем более опасного места, чем Азия, которую раскалывают нерешенные проблемы "холодной войны", быстрое развитие государственных военных потенциалов, а также усиливающееся соперничество между растущими державами. Часть этих государств имеет на вооружении ядерное оружие. Другие хотят его получить, и будут этого хотеть независимо от того, есть у США ядерное оружие или нет. Достаточно взглянуть на Северную Корею.
Вот почему так важен эффективный американский механизм ядерного сдерживания. Отчасти в этом должны быть заинтересованы и сами Соединенные Штаты: Вашингтон не может допустить нападения крупной державы на Америку или попыток принуждения США при помощи ядерных угроз. Но они должны также помнить о последствиях американской ядерной политики для азиатских союзников США, которые сталкиваются с реальными угрозами - Северная Корея среди них самая серьезная. Соединенные Штаты защищают своим ядерным арсеналом таких союзников, как Австралия, Япония и Южная Корея, перед которыми у Америки имеются договорные обязательства. Силы ядерного сдерживания США не только определяют поведение стран-изгоев, таких как Северная Корея, по отношению к этим американским союзникам. Американский ядерный зонтик также устраняет необходимость в создании собственных ядерных арсеналов для таких стран, как Япония.
Сохранение эффективных сил ядерного сдерживания становится еще более актуальным для Азии в связи с тем, что Китай напряженно и активно наверстывает упущенное в ядерной области. Этот вопрос должен стать одним из главных приоритетов в докладе администрации Обамы "О состоянии ядерного потенциала США" за 2010 год. Он должен определять любую реакцию, любой ответ на опубликованный во вторник доклад. Сдерживать - значить подвергать опасности то, что высоко ценят враждебные государства. Поэтому США и их союзники должны сделать максимум для понимания руководства враждебных стран и потенциальных противников. Это в первую очередь относится к скрытным авторитарным режимам.
Силы ядерного сдерживания это, конечно, не единственный элемент американской приверженности интересам безопасности данного региона. Силы передового базирования США, развернутые в Южной Корее, на Окинаве и на Гуаме, также вносят свой вклад в обеспечение азиатской стабильности. Свою роль играют также совместные учения и системы противоракетной обороны. Однако роль ядерного оружия уникальна.
Обеспечить эффективность американских сил ядерного сдерживания - значит иметь оперативные части и подразделения, способные реально вести боевые действия, а также подготовленный оперативный план. Вашингтон должен также сохранить силы передового базирования в тех местах, где их наличие союзники считают жизненно важным для обеспечения собственной безопасности - даже если американские военные стратеги полагают, что такие задачи способны выполнять централизованные стратегические системы. Вашингтон должен поддерживать как минимум паритет стратегических сил с Россией, ни в коем случае не допуская снижения уровня этого паритета до такой отметки, когда союзники начнут думать, что российские или китайские оперативно-тактические ракетные арсеналы в случае кризиса смогут оказывать влияние на принятие решений Соединенными Штатами.
Те мудрецы, что составляли вышедший во вторник доклад, уделили слишком мало внимания всем этим реалиям, действуя во имя ядерного "мира в нашем поколении". В своей речи по случаю вручения Нобелевской премии мира президент Обама совершенно правильно заявил, что Соединенные Штаты Америки помогали обеспечивать глобальную безопасность на протяжении шестидесяти с лишним лет. Он признал, что глобальная стабильность основывается не только на международных договорах и декларациях. Однако о важнейшем вкладе в обеспечение этой стабильности американских сил ядерного сдерживания президент не упомянул.
Дополнительное сокращение американского и российского ядерных арсеналов возможно и действительно желательно. Однако такая игра в разоружение опасна. Сдержать потенциальных противников и успокоить союзников удастся лишь в том случае, если Америка будет полностью уверена в своих ядерных силах. А перспективы стабильности и процветания Азии гораздо больше будут определяться именно этими факторами, а не призрачными мечтами о разоружении.
Франклин Миллер - старший консультант вашингтонской консалтинговой организации Cohen Group. С 1979 по 2005 годы он работал в Пентагоне и в Совете национальной безопасности. Эндрю Ширер - научный директор и старший научный сотрудник австралийского Института международной политики им. Лоуи (Lowy Institute for International Policy).