МОСКВА. Россия должна прекратить рассматривать Запад в качестве угрозы, заявил в четверг генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), призывая к налаживанию нового партнерства между Москвой и трансатлантическим альянсом.
Градус отношений между НАТО и Москвой упал до рекордно низкой отметки после "холодной войны" из-за августовского российско-грузинского конфликта 2008 года, но Расмуссен, придя в августе на пост руководителя альянса, выдвинул в качестве приоритетной задачи улучшение двусторонних связей.
"Позвольте мне сделать очень четкое заявление как генеральному секретарю НАТО. НАТО никогда не нападет на Россию. Никогда", - заявил Расмуссен, выступая перед студентами главного дипломатического вуза страны.
"И мы не думаем, что Россия нападет на нас. Мы перестали об этом беспокоиться, и России тоже следует перестать об этом беспокоиться", - заявил он студентам, которые отреагировали на это аплодисментами.
Организация Североатлантического договора (НАТО) была создана в начале "холодной войны" по принципу коллективной обороны, в соответствии с которым ее члены совместно отвечают на любое нападение агрессора. В то время таким агрессором считался Советский Союз.
А раз между Москвой и НАТО можно укрепить доверие, то "Россия может не беспокоиться об опасности со стороны Запада, которой просто не существует", заявил Расмуссен.
"Она может вкладывать свои ресурсы в защиту от реальных угроз, с которыми сталкивается - это терроризм, экстремизм, распространение ракетного оружия и оружия массового уничтожения, а также наркоторговля".
Его заявления были тепло восприняты слушателями. 17-летний студент Никита Муловский, изучающий дипломатию, сказал AFP: "Я не считаю, что НАТО представляет угрозу для России. Я думаю, нам следует работать вместе".
Расмуссен, который встречался в среду с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, сказал, что "уже имеются первые наметки для налаживания настоящего партнерства между НАТО и Россией в области безопасности".
По словам генерального секретаря, доверительные взаимоотношения между Россией и трансатлантическим альянсом "имеют огромный потенциал для того, чтобы сделать более защищенной Россию, чтобы сделать более защищенными союзников по НАТО, а также, чтобы внести реальный вклад в дело международной безопасности".
Расмуссен заявил, что если его "замысел" будет реализован, то к 2020 году Россия и НАТО смогут связать воедино свои ракетные системы и создать "настоящий противоракетный щит в евроатлантической зоне".
Он твердо выступил в защиту расширения НАТО в восточном направлении, признав, что "многие в России видят в этом целенаправленную стратегию окружения страны".
Россия резко выступает против попыток вступления в НАТО бывших советских республик, таких как Грузия и Украина. Она также активно противодействовала американскому плану развертывания элементов противоракетной обороны в Центральной Европе, который сегодня поставлен на полку.
Днем ранее Расмуссен предложил России активизировать сотрудничество по Афганистану, попросив Москву направить афганскому правительству больше вертолетов и помочь в обучении афганских полицейских и специалистов по борьбе с наркотиками.
Такими действиями она могла бы снизить нагрузку на НАТО, пытающуюся подавить партизанскую борьбу активизировавшихся талибов.
Россия не ответила сразу, согласится ли она на просьбы НАТО. Медведев просто распорядился изучить предложения Расмуссена.
"Я считаю, что Афганистан должен стать главной темой нашего сотрудничества в 2010 году", - заявил Расмуссен, выступая в четверг с речью.
Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин дал сдержанную, но позитивную оценку визиту генерального секретаря.
"Мы не ожидали никаких прорывов, ничего подобного не планировалось. С другой стороны, я думаю, что положителен сам факт визита", - заявил Рогозин после выступления Расмуссена.
Официальный представитель североатлантического альянса Джеймс Аппатурай (James Appathurai), прибывший в Москву вместе с Расмуссеном, назвал этот визит успешным.
"Атмосфера во время встреч была определенно более теплой, чем в последние несколько лет", - сказал Аппатурай.
"Определенно, обе стороны проявили явную готовность сосредоточиться не только на том, что нам не нравится друг в друге, но и на том, что мы можем сделать совместно".