Поздно вечером, когда Москва, наконец, устает, а в домах постепенно выключается свет, просыпается Ленинградский вокзал. К нему подъезжают такси, пассажиры подтаскивают свои сумки к пивным стойкам и к прилавкам с пирожками, или они просто ожидают своего поезда перед светящимся красным светом информационным табло. Все поезда отсюда направляются в Петербург, а некоторые еще дальше. А когда наступает ночь, то они начинают отходить особенно часто. Так, например, в 23.30 отправляется «Николаевский Экспресс» с темно-синими вагонами, за ним в 23.40 следует «Гранд Экспресс». Еще через четверть часа от платформы отходит «Красная стрела», еще через четыре минуты – «Экспресс». До двух часов ночи еще десять ночных поездов отправятся с этого вокзала. Как они отходят с короткими интервалами с Ленинградского вокзала, так с короткими интервалами они на следующее утро прибывают на Московский вокзал в Петербурге – то есть через каждые 15 минут.
Переход от лежания к сидению
Поездки по железной дороге в России совершаются преимущественно ночью и в лежачем положении – если, конечно, позволяет расстояние, как это происходит в случае с двумя российскими историческими столицами, отдаленными друг от друга на расстоянии 650 километров. Однако все это скоро может измениться. Начиная с сегодняшнего дня пассажиров на Ленинградском вокзале ожидает новое транспортное средство. Этот поезд может стать эволюционным скачком для российских железных дорог. Это будет, в определенном смысле, переходом от лежания к сидению, и переходом от неторопливой ночной поездки к быстрому дневному броску. Скоростной поезд «Сапсан» («настоящий сокол»), начиная с сегодняшнего дня, будет отправляться по расписанию три раза в день. Для того, чтобы покрыть расстояние до Петербурга, ему необходимо 3 часа 45 минут, примерно столько же времени нужно скоростному поезду ICE-Sprinter для того, чтобы перевезти пассажиров из Берлина во Франкфурт-на-Майне, хотя это расстояние заметно меньше. Вообще немецким пассажирам этот поезд показался бы очень знакомым. Он выглядит в точности как ICE-3, раскрашенный в бело-красно-голубые цвета российского национального флага.
Концерн Siemens утверждает, что кое-то пришлось изменить
Представители концерна Siemens, называющие этот поезд «Velaro Rus», считают, что все в новом варианте оказалось немного больше по размеру, как это и подобает делать в России. Более длинные перроны позволяют делать составы не из восьми, а из десяти вагонов. А благодаря тому, что расстояние между рельсами в России на восемь с половиной сантиметров больше, чем в остальной Европе, поезд стал несколько шире. Однако эта прибавка используется не для расширения внутреннего пространства, а для теплоизоляции. При испытаниях в аэродинамической трубе «свирепствовали сильнейшие снежные бури», гордо сообщили представители Siemens, и даже при сорокаградусном морозе в поезде будет уютно и тепло.
Если говорить строго, то российские скоростные поезда уже давно совершили свои дебютные поездки с пассажирами. Однако самая первая поездка произошло неожиданно, и она не стала поводом для торжества. В конце ноября из-за взрыва бомбы с рельс сошел элитный поезд «Невский Экспресс» на отрезке пути между Москвой и Петербургом. Пассажиров того поезда, в том числе и раненых, доставили на «Сапсане» в Петербург. «Сапсан» в ходе испытаний на полчаса раньше прошел мимо места взрыва бомбы и поэтому быстро оказался на месте трагедии.
До последнего времени «Невский Экспресс» был самым быстрым способом связи между двумя столицами. Для преодоления этого расстояния ему требовалось четыре с половиной часа, то есть на три четверти часа больше, чем «Сапсану». Это объясняется прежде всего тем, что ICE-3 только на одном участке может набрать полную скорость. Есть и еще нечто, что объединяет эти два поезда – они предназначены для избранной публики. В зависимости от дня недели, времени суток и класса билет на этот поезд стоит от 1840 до 5800 рублей (от 43 до 135 евро). Билет на самолет можно купить уже за 50 евро.
Отчасти это объясняется тем, что на «Сапсане» работают прошедшие особые курсы вежливости стюардессы и, в зависимости от класса, предлагается также горячая пища. Кроме того, есть возможность подключиться к Интернету и даже получить тапочки. «Невский Экспресс», билет на который стоит примерно 80 евро, также за счет этого сужает категорию своих пассажиров. Это были преимущественно высокопоставленные чиновники – с тех пор как к власти в Москве пришли «питерские». Премьер Путин и президент Медведев, а также многие другие чиновники высокого ранга родом из северной столицы, и поэтому количество курсирующих по этому маршруту пассажиров в последние годы возросло.
В принципе, все вернулось к своему началу. Когда царь Николай I в середине 19 века приказал построить соединяющую две столицы железную дорогу – тогда это была вторая с мире по протяженности магистраль, - чиновники также курсировали между тогдашней столицей Петербургом и стольным градом Москвой, именовавшимся «Perwoprestolnaja». Николай был большим поклонником новомодной железной дороги, в отличие от своего министра финансов и главы министерства путей сообщения. Царь лично определил, по какому маршруту должна пройти железная дорога, и он сделал это столь бескомпромиссно, что это и сейчас производит впечатление на тех, кто планирует маршруты для скоростных поездом типа ICE-3. Чтобы сделать маршрут еще на несколько верст прямее, железная дорога прошла мимо ганзейского города Великий Новгород, который, по идеи, должен был оказаться на этом пути. В результате этот город до сих пор влачит жалкое существование. Владелец всех крепостных душ проложил маршрут железной дороги через болотистую местность, а поэт Некрасов своим поэтическим произведением «Железная дорога» воздвиг ему памятник. В 1851 году железная дорога была построена, и первый пассажирский поезд после 20 часов пути прибыл в Москву. Для пассажиров того времени было так же поразительно, как сейчас для тех, кто путешествует в салоне скоростных поездов ICE-3, что вокзал отправления и вокзал прибытия выглядят абсолютно одинаково. Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве – это строения-близнецы.
От той особой атмосферы эпохи, когда вся эта мировая империя была охвачена ритмом железных дорог, в России до сих пор многое сохранилось, поэтому поездка в стиле глобализации на скоростном поезде ICE-3 настраивает скорее на меланхолический лад. Поездки в поезде в тренировочном костюме с чаем из вагонного самовара, а также бесконечные беседы – все это совсем не похоже на сокращенное время в пути, проведенное в эргономическом кресле.
Традиционные поездки в поезде также более доступны. Кто хочет, может добраться из Москвы в Петербург меньше чем за 600 рублей (14 евро), купив билет в плацкартный вагон со спальными местами во всем вагоне и с постельными принадлежностями. Тот, у кого побольше денег, может выбрать так называемый «фирменный поезд», то есть поезд с более высоким комфортом и единым дизайном в одежде у проводников. Форма проводников вообще отличается в зависимости от поезда. Когда в Петербурге на одном перроне стоят традиционный поезд «Красная стрела» и новый «Мегаполис», то дамы справа одеты в пальто с каракулевыми воротниками, тогда как их коллеги слева мерзнут в коротких юбках и в сапогах на высоких каблуках. Когда отправляется «Красная стрела», из громкоговорителей раздается «Гимн Великому городу» Рейнгольда Глиера. Тогда как пассажиры «Мегаполиса» могут сами выбрать музыкальное приветствие – заказы принимаются в службе сервиса в вагоне.
Для Сибири все это пока недоступно
Представители Российских железных дорог заверяют, что маршруты для «Сапсан» будут расширяться. Однако пока был удален из расписания единственный дешевый дневной поезд на Петербург. Это было сделано для того, чтобы освободить место для «Сапсана», что вызвало большое раздражение у тех, где не живет на конечных станциях этого пути. С 2010 года поезда «Сапсан» начнут ходить между Москвой и расположенным на Волге Нижним Новгородом. Оттуда не так уже далеко и до столицы Татарстана Казани, которая охотно представляет себя в качестве третьей столицы России.
До всего того, что расположено дальше, можно добраться только традиционным путем – на старом поезде с плацкартами и чаем. Или на самолете, который уже давно составляет конкуренцию железной дороге. Но для жителей Сибири и Дальнего Востока ни тот, ни другой вариант не возможен. Не важно, по железной дороге или на самолете, - просто билеты стоят очень дорого.