Соединенные Штаты наращивают транспортировку в Афганистан грузов военного назначения по территории Центральной Азии по маршрутам Северной сети поставок, заявили Конгрессу высокопоставленные чиновники минобороны и госдепартамента США. Американские должностные лица вновь обозначили свою уверенность в том, что Северная сеть поставок может послужить катализатором экономического развития центральноазиатского региона.
"Мы постепенно наращиваем наши поставки по этой сети и рассчитываем увеличить их в будущем еще больше", – отметил замминистра обороны США по Афганистану, Пакистану и Центральной Азии Дэвид Сидни (David Sedney) на состоявшемся 15 декабря слушании под названием "Переосмысление американской политики в Центральной Азии". Слушание проводилось подкомитетом по делам Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии комитета по международным отношениям Сената США.
По словам Дэвида Сидни, на сегодняшний день Вашингтон еженедельно переправляет в Афганистан по железнодорожным магистралям Центральной Азии порядка 350 контейнеров с грузом, что более чем в три раза превышает объемы летнего периода, когда военные транспортировали еженедельно 108 контейнеров в июне и 134 – в июле.
Сидни также отметил, что Северная сеть поставок пока еще не заработала на полную мощность, и эксперты по материально-техническому снабжению войск изучают данный маршрут на предмет возможностей увеличения его нагрузки. В декабре президент Барак Обама объявил о принятом США решении направить в Афганистан дополнительный воинский контингент численность в 30 тысяч человек. Еще несколько тысяч военных направят союзные государства. Планируется, что новое наращивание сил приведет к увеличению объема транспортировок военных грузов в Афганистан наземным путем. Как отметил заместитель помощника госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Джордж Крол (George Krol), наиболее используемый маршрут Северной сети поставок проходит по территории Эстонии, России, Казахстана и Узбекистана. Некоторые грузы направляются транзитом и по территории Грузии, Азербайджана, по Каспию в Казахстан и затем в Узбекистан.
Самый сложный участок маршрута находится на въезде в Афганистан, но, по словам Дэвида Сидни, с открытием новой железной дороги из Хайратона на узбекско-афганской границе в Мазари-Шариф дело упростится. Азиатский банк развития выделил 129 млн. долларов на этот проект, сооружаемый силами государственной железнодорожной компании Узбекистана. Через год-полтора объект планируется ввести в эксплуатацию, заявил чиновник.
Дело с транспортировкой грузов по воздуху в рамках эксплуатации Северной сети поставок продвигается пока медленнее, отметил Дэвид Сидни: с июля месяца, когда Москва дала согласие на провоз в Афганистан через свое воздушное пространство грузов военного назначения, по этому маршруту было отправлено всего два самолета. "Мы работаем с Россией и Казахстаном над тем, чтобы использовать этот маршрут на постоянной основе", – сказал Сидни.
Кроме того, ожидается, что Северная сеть поставок подтолкнет экономическое развитие Центральной Азии, отметил Крол. "Эксплуатация Северной сети поставок продемонстрирует региональные торговые возможности и выявит существующие проблемы. Мы стремимся стимулировать развитие транспортной инфраструктуры, дабы увеличить возможности и сократить торговые затраты центральноазиатских государств, а также оказать содействие развитию торговли с мировыми рынками на всех направлениях", – подчеркнул он на заседании.
Пока Северная сеть не подвергается никаким нападениям, отметил Сидни, но "исламский экстремизм в Центральной Азии снова поднимает голову". "В 2009 году Союз исламского джихада осуществил подрыв террориста-смертника в Узбекистане. На протяжении лета правительства стран региона вели борьбу с подозреваемыми экстремистскими ячейками в Ферганской долине. Власти региона разделяют наши опасения по поводу экстремизма, в конце года в дискуссиях с нашими коллегами из Центральной Азии этот вопрос стоял более остро, чем в начале, – подчеркнул чиновник. – Нам необходимо сотрудничать с ними в борьбе с этой общей угрозой".
Выступающие на слушании коснулись и вопроса о восстановлении прочных стратегических отношений между Узбекистаном и США. Военная помощь Узбекистану по большей части была приостановлена в 2005 году, когда узбекские силовые структуры расстреляли несколько сотен участников акции протеста в Андижане, а узбекские власти выдворили американские войска с авиабазы Карши-Ханабад. Однако в новом бюджете, который сейчас разрабатывается в Конгрессе, можно вновь предусмотреть ассигнования на оказание помощи этой стране, включая подготовку узбекских военных в рамках реализации Международной программы военного обучения и подготовки, заявил Сидни.
"Мы работали с Узбекистаном по широкому кругу вопросов, но после андижанских событий узбекское правительство по большей части прекратило военные контакты, так что наши военные связи с Узбекистаном носят на сегодня крайне ограниченный характер. Но мы полагаем, что есть возможность их расширения. Последние положения, которые, как я полагаю, были включены в законодательство, дающие санкцию Конгресса на реализацию Международной программы военного обучения и подготовки и другие программы, являются определенным шагом вперед", – сказал Сидни в своем выступлении на заседании подкомитета.
Как сообщил Джордж Крол, в конце декабря в Вашингтон прибудет министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов с визитом в рамках новой программы ежегодных двусторонних консультаций с государствами Центральной Азии. Среди прочих инициатив правительство США разрабатывает планы по направлению представителей Корпуса мира в Таджикистан, расширению работы в рамках народной дипломатии в регионе и принятию мер к преодолению проблемы продовольственной необеспеченности в Кыргызстане и Таджикистане, рассказал Крол. "Нынешняя администрация не считает Центральную Азию забытым, глухим захолустьем, имеющим второстепенное значение для американских интересов. Этот регион находится в центре ключевых интересов США в области безопасности, экономики и политики", – подчеркнул чиновник.