В понедельник было отменено увольнение высокопоставленного сотрудника правоохранительных органов. По-видимому, это событие было связано с войной, идущей между соперничающими в Кремле группировками. В таком случае, конфликт между ними впервые за время правления Дмитрия Медведева стал достоянием гласности.
Спор об увольнении главы московского управления следственного комитета Генеральной прокуратуры Анатолия Багмета угрожает хрупкому правящему тандему г-ну Медведева и могущественного Владимира Путина, действующего премьер-министра и бывшего президента. За кулисами они, судя по всему, поддерживают фигуры из разных политических группировок.
В пятницу генеральный прокурор Юрий Чайка по неизвестным причинам уволил г-на Багмет, однако в понедельник он вернулся к работе. Судя по всему, по капризу бюрократической процедуры г-на Багмета может уволить только его непосредственный начальник Александр Бастрыкин – подчиненный г-на Чайки. Таким образом, г-н Чайка вынужден был отменить свой приказ об увольнении.
Влияние г-на Бастрыкина может быть частично связано с тем, что он был однокурсником г-на Путина по юридическому факультету Ленинградского государственного университета.
Г-н Багмет, занявший свой пост в 2008 году, расследовал многие из дел, имевших особое политическое значение.
Он возглавлял расследование по делу заместителя министра финансов Сергея Сторчака – союзника министра финансов Алексея Кудрина. В апреле 2009 года г-ну Сторчаку было предъявлено обвинение в мошенничестве. Многие считают, что речь в данном случае идет о мести по политическим мотивам.
Г-н Багмет также играл определенную роль в расследовании жалобы фонда Hermitage Capital Management - одного из крупнейших российских портфельных инвесторов - на якобы мошенническое использование принадлежащих ему компаний. После того, как была подана эта жалоба, управление г-на Багмета завело уголовное дело против юристов Hermitage, вынудившее их в 2008 году бежать из страны.
«Г-н Багмет напрямую был связан с расследованием дела, в рамках которого преследовались наши юристы», - утверждает глава Hermitage Capital Билл Браудер (Bill Browder).
По словам г-на Браудера, он не считает, что случившееся с г-ном Багметом как-то связано с его компанией. Получить комментарий от самого г-на Багмета нам не удалось.
Один из политических аналитиков, пожелавший сохранить анонимность, заявил нам, что действия, предпринятые против г-на Багмета, были частью начатой близкими к г-ну Медведеву чиновниками кампании по очищению российских правоохранительных органов. Впрочем, российские политики полагают, что г-н Медведев не причастен к этому скандалу.
«Медведев в это не вовлечен, по крайней мере, пока, - считает Геннадий Гудков, заместитель руководителя комитета по безопасности Государственной думы, нижней палаты российского парламента. – Я бы не называл происходящее войной между кланами – это больше похоже на конфликт внутри самой прокуратуры».
Г-н Медведев делает упор на борьбу с, как он выражается, «правовым нигилизмом», то есть злоупотреблениями системой уголовного правосудия, которой люди, обладающие властью, пользуются в личных целях. Теоретически у него есть возможность увольнять тех, кого он хочет уволить. Однако, по мнению московского политолога Владимира Прибыловского, в данном случае он вряд ли так поступит из-за связей г-на Бастрыкина с г-ном Путиным. «Я полагаю, что Медведев симпатизирует Чайке. Однако Путин контролирует страну, и Медведев не захочет вмешиваться открыто».